МАЛЫШЕВ Юрий, 8 класс, Вербилковская средняя общеобразовательная школа, 3-е место в младшей группе:
«Милостивый государь Николай Васильевич! Искренне благодарю Вас за удовольствие, доставленное мне вашими произведениями. Я всегда с упоением читаю Ваши книги. Сегодня я хотел бы поделиться своими размышлениями о прочитанной мной сказке Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Анализируя его достойные труды, я вовсе не претендую на роль серьёзного критика. Прошу Вас отнестись к моим мыслям снисходительно. Я давно знаю, что художественный мир литературного произведения — это вымышленная, придуманная автором среда, некая страна, пространство, в котором происходит действие. Он создаётся писателем путем применения различных приемов. Один из них — эзопов язык. Эзопов, или эзоповский, язык позволяет писателю замаскировать содержание мысли. Этот художественный прием в основном широко применяется в баснях. В России наименование «эзопов язык» распространилось в результате разъяснений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, сказавшего, что его манера писать состоит в том, что, берясь за перо, он не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Отсюда мне понятно, почему Салтыкову-Щедрину был так близок мир сказки. А что такое, по сути дела, сказка? Это иносказание, выдумка, которая завлекает внимание читателя. Мне думается, что великий писатель воспользовался этим, зная, что искушённый читатель всё равно поймёт, на что намекает в своём произведении автор. ...Я понял, он был непоколебим в стремлении обличать ту грязь, налипшую на людей, которая со страшной быстротой пачкала остальных, непорочных ещё в сознании и мыслях, в душевных и сердечных порывах. Особенно мне запомнилась сказка «Пропала совесть». Она мне дала глубокие нравственные уроки на всю жизнь. Используя эзопов язык, едко, ехидно и зло уважаемый автор обличил бессовестность в этом своём, как мне думается, одном из наилучших произведений. Я был восхищён и потрясён до глубины души. Во время чтения мои мысли кипели при сопоставлении нашей действительности с сюжетом сказки. А авторский замысел сюжета, в сущности, прост. Ну, пропала совесть. И что же здесь особенного? Что эта пропажа за собой повлекла? А повлекла она за собой страшные последствия... ...Салтыков-Щедрин подкидывал совесть разным людям и прослеживал их реакцию после получения такого «дорогого подарка». Реакции людей были разными, направленными в то русло, в каком преобладали обман, грабёж, расхитительство, зло, хитрость и лукавство... ...Таков сюжет сказки. Согласитесь, Николай Васильевич, что она злободневна. Произведение было написано очень давно, но на самом деле совесть окончательно потерялась только в наши дни. Она лежит на дороге и, в отличие от времён Салтыкова-Щедрина, её никто не желает поднимать, даже последний пьяница. Видите ли, дорогой мой Николай Васильевич, сегодня, действительно, с каждым днём все больше и больше людей теряют свою единственную совесть. И это немудрено. Ведь, живя в таком жестоком и безжалостном мире, бессовестным человеком можно стать незаметно для себя и для всех. В последнее время очень быстро происходит расслоение общества на богатых и бедных. Но этот процесс мог бы остановиться на своих начальных этапах, если бы захотели сами люди. Ведь новоиспечённые богачи — это наглые субъекты, без стыда и совести обкрадывающие окружающих людей. А эти доверчивые люди — не кто иные, как бедняки. Вот она, наша современность. Сильные живут за счёт слабых, хитрые — за счёт наивных, богатые — за счет бедных, властные командуют робкими. Я понял, что сказка великого русского сатирика является тем пророческим началом, которое предупреждает человечество о грядущей катастрофе, связанной с отрицанием извечной ценности — совести. Это и есть самый главный урок. Добрейший Николай Васильевич! Не судите меня строго. Я поделился с вами своими мыслями о прочитанной сказке великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, рассказал Вам о том, чему меня научила эта сказка. Буду рад получить от Вас ответ. Остаюсь верным Вашим читателем и желаю творческих успехов.
СОЛОДКИНА Мария, 7 Б класс. Талдомская средняя школа №З, 2-е место в младшей группе: «Особую гордость для нас, жителей Талдомского района, составляет всё, что связано с именем великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина, который родился 27 января 1826 года в села Спас-Угол. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе», — вспоминал писатель и, начав создавать великие произведения, умело критиковал в них дворянство, чиновников, в общем, так, кто жил народным трудом. Но Михаилу Евграфовичу не нравилась покорность крестьян своей судьбе, их рабская психология. Писателя всегда привлекали народные сказки, так как в них заложено поучение читателю, а добро побеждает зло. Сказки Салтыкова-Щедрина открывают далеко не радостный мир. Действующие лица многих сказок — животные, а ведут себя совсем как люди! Писатель изображает жизнь животных во всех подробностях, и можно легко проследить, как он относится к изображаемому. В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» писатель рисует двух генералов, которые оказались на необитаемом острове. Очутившись на острове, генералы чуть не съели друг друга. А вокруг было полно еды: фруктов, рыбы, дичи. Но два бездельника так и умерли бы с голоду, не умея всем этим распорядиться, потому что, по их мнению, физический труд для таких особ, как они, слишком унизителен».
НОВОЖИЛОВА Юлия, 9 Б класс. Талдомская средняя школа №2, 3-е место в старшей группе: «...Язык щедринских сказок глубоко народен, близок русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двум смертям не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку-воблушку, ханжу-попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т.п. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...»
ЮРКОВА Ксения, 10 класс. Талдомский лицей «Школа искусств», 1-е место в старшей группе: «Несколько лет назад судьба распорядилась так, что вся наша семья оказалась в маленьком провинциальном городке со странным названием Талдом. Чужая земля, чужие люди, ни друзей, ни знакомых. Первое, что бросилось мне в глаза на привокзальной площади Талдома, — стела. С мозаичного портрета на меня смотрел человек с необыкновенно проницательным и грустным взглядом. Внизу подпись — М.Е. Салтыков-Щедрин. С его творчеством я не была знакома. Некоторое время спустя в журнале «Журавлиная родина» прочитала отрывок из «Губернских очерков» М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне: она сроднилась со мной, точно так же, как и я сжился с ней. Она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого». Для меня это был урок, урок любви к тому краю, где живёшь. А учителем стал М.Е. Салтыков-Щедрин. Я горжусь тем, что живу в краю Салтыкова-Щедрина. Каждый раз, проходя мимо памятной стелы, невольно думаю о том, что грусть в глазах Щедрина не случайна. Наверное, не все уроки писателя мы усвоили. Есть ещё чему поучиться и будущим поколениям у нашего земляка».
ЕЛАГИНА Ксения, 5 А класс, Талдомская средняя школа №2, 1-е место в младшей группе: «Знакомство с творчеством великого русского писателя, моего земляка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина я начала со сказок. Но это оказались не просто сказки. В них заложен более глубокий смысл. Почти во всех сказках действующие лица — животные. Но животные,— рыбы и птицы — ведут себя, как ЛЮДИ. Писатель в своих сказках показывает недостатки и слабые стороны людей. Мы легко узнаем, кого имел в виду писатель, когда читаем ту или иную сказку. Например, сказка «Коняга» ярко показывает жизнь крестьянства в царской России. Вся жизнь простого человека заключается только в одной работе: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для неё он зачат и рожден, и вне её он никому не нужен, но, как говорят расчётливые хозяева, представляет ущерб. Это рабское положение тянется многие века, а когда оно началось и закончится, никто не знает». В образе Коняги показана не только дворовая скотина, а сам мужик. Его кормят только для того, чтобы он смог день отработать, и никому нет дела до его болей и ран, и до него самого. «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин». Писатель в противоположность забитой скотине изображает в сказке и ещё один образ — его брата Пустопляса. Братец Коняги хорошо выглядит и сытно ест: «Пустопляса в тёплое стойло поставили, соломки мягонькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засылали». И вспоминается здесь известная русская поговорка: «Сытый голодному не товарищ».
МАЗИТОВА Елизавета. 10 класс, Вербилковская средняя школа, 3-е место в старшей группе: «Я иногда спрашиваю себя: почему русская классическая литература ценится не только в России, но и за ее пределами? Почему англичане, французы, немцы, американцы, наряду с произведениями писателей своих стран, читают Тургенева. Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина. Чехова? Я уже не говорю о корифеях «золотого века» русской литературы — Пушкине, Лермонтове, Гоголе... Очевидно, загадка таинственной и многоликой России тревожит прогрессивные умы, творческую интеллигенцию многих стран мира. Им хочется узнать, что такое Россия, почему притягательна эта страна, пережившая не одно лихолетье за многовековую свою историю. И что таится за строками Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять...» У каждого русского человека есть своя Россия, своя совесть, своя честь. И в ней, как в каждом из нас, таится тайна, загадка, миф, которые не могут разгадать великие умы мира. Лишь писателям Земли Русской, как богатырям времён Ильи Муромца, по силам справиться с тяжким, но прекрасным бременем — защитить честь своей страны, сохранить её величие, воспеть бесстрашие героев и восхититься, умом, трудолюбием, совестливостью русского народа. Известный критик М.С. Ольминский предупреждал, что Салтыкова-Щедрина следует читать умеючи. Чтобы войти в художественный мир писателя, понять и осознать этот мир, надо подготовить себя к встрече с книгой».
БУТЫЛИН Евгений, 11 А класс. Талдомская средняя школа №2, 2-е место в старшей группе: «Внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенно сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства, «блажен незлобивый поэт»,— писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику. Его преследуют хулы, Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. Судьба сатирика во все времена была тернистой. Лишь стойкий человек может выдержать это каждодневное испытание, не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в её добро и красоту. Вот почему классическая сатира — явление редкое. Имена сатириков в мировой литературе буквально наперечёт».
ГОРБАЧЕВ Михаил. 12 лет, с. Николо-Кропотки: «С произведениями Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина я познакомился в 7 лет, когда прочёл несколько сказок. Я родился в г. Москве и долгое время жил там же. Тогда не знал, что познакомлюсь с его творчеством ближе. Год назад ещё не думал, что попаду на родину великого писателя, но, приехав в Николо-Кропотки. узнал, что М.Е Салтыков-Щедрин родился и жил в Талдомском районе. Однажды, когда я ждал автобуса на вокзале, неподалёку увидел стелу. Подойдя поближе, заметил, что она сооружена в честь великого русского писателя. Я вспомнил учебник литературы, биографию писателя и его произведения. Моя любимая сказка M.E. Салтыкова-Щедрина — «Как один мужик двух генералов прокормил». В ней рассказывается о двух генералах, служивших в регистратуре в г. Санкт-Петербурге, которые попали на необитаемый остров. Им оставалось только размышлять о том, как в Санкт-Петербурге накапливаются их пенсии, в то время как мужик готовил для них еду. Чтобы тот не сбежал, генералы велели ему свить веревку, которой на ночь привязывали его к дереву. В конце концов генералам захотелось домой и они приказали мужику построить «посудину», которая довезла бы их до Санкт-Петербурга. Мужик построил лодку и доплыл с генералами до Подьяческой. После этого они «щедро» наградили мужика: дали ему «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина».
МАРТЫНЕНКО Светлана. 16 лет, д. Павловичи. «Я восхищаюсь личностью Салтыкова-Щедрина Занимая видные государственные посты (начальник казённой палаты в Туле, в Пензе, вице-губернатор в Рязани, затем в Твери), этот мужественный человек боролся с несправедливостью, увольнял со службы взяточников и воров, отменял телесные наказания и неправедные приговоры, возбуждал судебные дела против помещиков, нарушавших закон. Писатель-сатирик не завещал своё творчество новым поколениям. Он говорил, «...писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем; то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Но «Сказки» Салтыкова-Щедрина и другие сатирические произведения, столь популярные в прошлом веке, остаются актуальными и сегодня. Салтыков-Щедрин — один из моих любимых писателей, потому что он, как и я, патриот своей Родины. Работая над «Сказками», образцом социально-политической сатиры, автор не ждал всеобщего понимания, почитания, он просто делал своё дело, дело патриота, потому что любил Россию до боли сердечной. Я думаю, что произведения этого замечательного писателя-гражданина надо читать и знать! И я очень горжусь, что живу на малой родине этого великого писателя!!!»
МАРТЫНОВ Артём, 9 «А» класс, Запрудненская средняя школа №2 «Салтыков-Щедрин прямо смотрел в лицо жизни, умел видеть жизнь такой, какая она есть, во всей её сложности и говорить о ней сурово и трезво. Он всегда говорил только то, о чем думал. Щедрин был тверд в своих взглядах, заставить писателя поступиться чем-либо было невозможно. Да, Щедрин трудный писатель. Каждый, кто проникает вглубь щедринских образов и мыслей, находит в его книгах художественные ценности. Его произведения вовлекают читателей в сферу глубоких раздумий. Чтение его книг даёт интеллектуальное наслаждение. Салтыков-Щедрин любил свою Родину. Любовь к ней у него неразрывно связана с верой в будущее, в будущее её народа, как и в будущее всех людей мира. А будущее представляется ему в «светлом облике всеобщей гармонии, в свете социалистического идеала». Кажется, нет такого писателя, который бы так много думал и писал о будущем, так много жил будущим, как Щедрин. Он был исполнен величайшей ответственности перед судом потомства, перед судом истории. Щедрина за это можно назвать воспитателем общественного самосознания нации».
МАГОМЕДБЕКОВА Елена. 9 класс Талдомская средняя школа №1: «Несмотря на то, что с тех пор как сатирик написал свои знаменитые произведения, прошло много лет, все они актуальны и сейчас. К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые обличал писатель в своем творчестве. Не случайно многие драматурги нашего времени обращаются к его произведениям, чтобы показать несовершенство современного общества. Ведь та система, которую бичевал Салтыков-Щедрин, по моему, не только не изжила себя, но и процветает. А разве мало сегодня иудушек, которые за свое материальное благополучие готовы продать даже родную мать? Очень злободневна для современности и тема интеллигентов-обывателей, которые сидят в своих квартирах, как в норах, и дальше собственной двери ничего не хотят видеть. Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой пугает. Благодаря своему таланту, необыкновенной прозорливости и любви к России, он смог создать произведения, которые были интересны не только его современникам, но и нам, его потомкам. Его «Сказки» зазвучали по-новому, зовя нас на борьбу с пошлостью и меркантилизмом, трусостью и равнодушием. Не об этом ли мечтал автор, создавая их? Щедрина надо знать и читать! Я думаю, что творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина своей актуальностью близко каждому современному человеку. Меня очень заинтересовала выбранная мною тема сочинения, я прочитала много критических статей и заметок самых известных авторов. Но на этом я не остановилась. Мне в голову пришла интересная идея провести социологический опрос друзей и близких. Вопрос, который я задавала, звучал так: «Знакомы ли Вам произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и актуальны ли они на сегодняшний день?» Наибольшая часть опрошенных мною людей называла самые известные литературные произведения сатирика. А самое интересное, что я услышала, было то, что каждый человек встречал на своем жизненном пути образы, описанные писателем».
ЖУРКИНА Катя, ВЕДЕНЕЕВА Света, ЗУБАНОВА Аня, ЕЛАГИНА Ксения, ХАРИТОНОВА Олеся, кружок «Литературное краеведение», Талдомская средняя школа №2: «Несколько лет назад наши кинематографисты сняли замечательный фильм «Оно». Мы его недавно посмотрели. Удивительно в нём то, что текст идёт из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, а действие происходит в наше время. Это ли не пророчество, это ли не современность и своевременность трудов и мыслей великого сатирика! Да, любить писателя нелегко, но верить ему необходимо. Его вулканическое слово опасно и страшно духовным своим бесстрашием и независимостью. Слово М.Е. Салтыкова-Щедрина защищает человеческое в человеке. Он и сейчас живет не только в музеях, но и среди нас. Он нам нужен, он и сейчас принадлежит к числу писателей, наиболее близких нашей современности. Богатейшее его наследие читается и перечитывается вновь, ставятся по его произведениям спектакли, снимаются фильмы и мультфильмы».
Ольга ГОЛОГУЗ, 9 «Б» класс, Талдомская средняя школа №2: «Великий русский сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — наш земляк. Он родился 27 января в селе Спас-Угол в дворянской семье. Уже первые его произведения обратили на себя внимание властей. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остаётся в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Писатель обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и выставлять их напоказ перед всем русским обществом в своих произведениях. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И всё же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» М. Е. Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Сказочный цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина писателя начался в 1869 году. Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. В 1883 году появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший в минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой М. Е. Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо: ни семьи, ни детей. Так и исчез — то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Страшную обывательскую отчуждённость, замкнутость в себе выделяет писатель в «Премудром пескаре». В основу сказки «Самоотверженный заяц» положена та же идея, что и в «Премудром пескаре» В образе самоотверженного зайца, угодливо отдающего себя на растерзание волку, M.E. Салтыков-Щедрин высмеивает ту часть «благонамеренной» интеллигенции, которая, отказавшись от активных методов борьбы; полагала, что возможен договор, мирное соглашение с самодержавием. В образе волка сатирик имеет в виду царский режим, не знающий никаких компромиссов в своей борьбе с революцией. Здесь главный герой «заяц» не благородный идеалист, а обыватель, надеющийся на доброту «хищников». Заяц считал, что волк вправе лишить его жизни. Правильно устроено, что сильные должны поедать слабых. Такова была жизненная позиция зайца. Автор высмеивает все отрицательные черты этого образа, а именно покорность, страх перед жизнью. М. Е. Щедрин всё время подчёркивает, что вершителем судеб страны является именно народ В связи с этим по-новому М. Е. Щедрин решает вопрос о патриотизме, считая подлинным патриотом Родины народ. Писатель негодует, говоря о невежестве и забитости русского народа. М. Е. Салтыков-Щедрин с болью в голосе говорит, что в России есть такие люди, их немало, которые боятся выступить против эксплуататоров. Такие люди уходят от борьбы. М. Е. Щедрин не может смириться с их глупостью и слепой верой тем, кто их использует, делает их жизнь несчастливой. Все темы сказок М. Е. Щедрина связаны между собой. Если в предыдущих сказках писатель выступал против смирения обывателей, то в сказке «Дикий помещик» М. Е. Салтыков-Щедрин лицом к лицу сталкивает эксплуататоров и эксплуатируемых. М. Е. Щедрин обличает здесь паразитизм, человеконенавистничество, обречённость помещика и величие, силу, ум народа. В этой сказке проводится мысль о несправедливости общественного строя, разделённого на имущие и неимущие классы. В «Диком помещике» М. Е. Щедрин сатирически изображает самодура-помещика, вообразившего, что можно наилучшим образом устроить своё существование без помощи мужика, путём его «утеснения» и «сокращения». Затея кончилась катастрофически для помещика. Салтыков смеётся над глупостью помещика, возомнившего, что он сам может управлять имением, кормить себя и даже одевать, работать на поле. Хотя мы знаем, что многие представители помещичьего класса даже своим имением не могли распоряжаться. Писатель подчёркивает трудолюбие, сноровку и умение русских крестьян, которые изо дня в день терпели гнёт их помещиков. Противопоставлением тунеядца-помещика и труженика-мужика М. Е. Щедрин ещё раз подчеркнул в этой сказке свою ненависть к классу эксплуататоров и симпатию к трудовому народу. Образ русского народа-труженика очень хорошо автор раскрыл в сказке «Коняга». Символом замученной, истерзанной веками рабства мужицкой России является Коняга из одноимённой сказки. Это обобщённый образ народа, изнемогающего под тяжестью непосильного труда. М. Е. Салтыков-Щедрин показал невыносимо тяжёлое положение крестьянства в условиях помещичье-буржуазного строя. Коняга — крестьянин, труд которого источник жизни для всех классов общества. Образ Коняги типичен для всех крестьян в дореформенной России. М. Е. Щедрин в своей сказке сочувствует народу-труженику, описывая его каторжный труд. Писатель рисует жуткую картину российского нищенства, грязи, вырождения. Тем самым он призывает преодолевать отсталость и невежество русского народа: «И какую жизнь ведёт этот дикий, озлобленный от голода народ, это невозможно даже представить себе!» — восклицает М. Е. Щедрин, описывая ужасную атмосферу, в которой «делается русская копейка». В сказке «Коняга» автор призывает задуматься над вопросом, почему самый тяжёлый труд приносил до сих пор человеку самую безысходную бедность, почему так легка и весела жизнь пустопляса-барина. Протест против несправедливости, против лживых правителей звучит в сказке М. Е. Щедрина «Ворон-челобитчик». В образе ворона-челобитчика писатель изобразил тяжёлую участь крестьян после реформы 1861 года, их нищету, разорение, голод, беззащитность. Угнетатели ничего не хотят менять в жизни простого народа, а, наоборот, увеличивают налоги, творят беззаконие по отношению к крестьянам: «Так оно и посейчас идёт: вороньё разоряется, а казна не наполняется». Подавлялись все попытки высказывания своего мнения, так ворон бил челом и у ястреба, и у кречета, но все они не желали слушать его, так как он говорил истинную правду о разорении, голоде и непосильном труде. И опять М. Е. Щедрин ярко рисует облик великого русского народа, благородного, великодушного, таящего в себе неисчерпаемые силы, и разоблачает продажных и лживых правителей царской России; «Правда твоя искони всем известна, да, стало быть, есть в ней порок, ежели она сама собой не проявляется... Что же, лети! Только как бы тебе очи за твою правду не выклевали».