Менее трёх месяцев осталось до того момента, когда вся общественность нашей страны будет отмечать важное историческое событие - 70-летие Московской битвы. С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей военных лет, и лишь немногочисленные документальные источники помогают нам возвращаться к тому героическому для нашей Родины времени. А ещё на помощь нашей памяти приходят неравнодушные люди, занимающиеся поисковой работой. Об одном из таких земляков мы неоднократно рассказывали на страницах нашей газеты. Это поисковик-исследователь Андрей Николаевич Зубанов, который и нынешним летом занимался раскопками и шёл по следам войны вместе с поисковым отрядом «Путник», созданным в прошлом году при Калязинском краеведческом музее. Хотя Андрея Николаевича в группе и называли членом талдомского поискового движения, к сожалению, это движение он представлял лишь с одиннадцатиклассницей Талдомской средней школы № 2 Дашей Сенечкиной. Остальные члены отряда были из Калязина. Зубанов был проводником в однодневной экспедиции по Талдомскому району. Перед экспедицией стояла цель познакомиться с находками, обнаруженными поисковиками из Талдомского и Дмитровский районов.
В небе над Растовцами Первым местом, которое посетил отряд, была деревня Растовцы. Здесь 22 июля 1943 года потерпел катастрофу самолёт Ил-2 826-го штурмового авиа-полка (ШАП). Экипаж самолёта: пилот - младший лейтенант Иван Ефимович Шитов и воздушный стрелок ефрейтор Колесова. Пилот Шитов на высокой скорости начал разворот с большим креном, это привело к катастрофе. Самолёт перевернулся, лётчик не справился с управлением, и машина врезалась в землю. Штурмовик сгорел, экипаж погиб. Пилот Шитов и воздушный стрелок Колесова захоронены на территории Талдомского района в д. Танино (бывший аэродром Гари). Поисковый отряд под руководством А. Зубанова посетил место захоронения (Малый курган), и его участники почтили память погибших.
Не вышли из пике Вторым пунктом, который посетил поисковый отряд, была деревня Вотря, где в годы Великой Отечественной войны располагался полигон, на котором лётчики-штурмовики отрабатывали стрельбу по целям. Там 8 февраля 1943 года потерпел катастрофу Ил-2 995-го ШАП. В состав экипажа входили старшина Игорь Борисович Беляков-Бодин и воздушный стрелок Александр Васильевич Катуков. При выходе из пикирования на высоте около ста метров у самолёта начала отрываться фанера левой плоскости, затем стала разрушаться правая плоскость. Потеряв устойчивость, самолёт врезался в землю. Экипаж погиб. Обследовав это место, члены отряда нашли броневой лист, защищавший бортстрелка.
Корешево Следующим местом на талдомской земле, где побывали поисковики, была д. Корешево, здесь упал экипаж Ил-2 593-го ШАП. У лётчика С.Н. Бабанова в полёте отказал мотор, и он был вынужден посадить самолёт на лес. Младший лейтенант Бабанов приземлился на фюзеляж, но экипаж остался жив. В результате вынужденной посадки самолёт развалился на части. Жизнь лётчиков спас бронированный корпус штурмовика. Участниками экспедиции был найден и осмотрен данный фюзеляж. Несмотря на то, что бортовой номер не сохранился, его принадлежность к этому самолёту не вызывает сомнений. Тут же был обнаружен фонарь и лист брони толщиной 6 мм, закрывающий мотор. Наши вездесущие собиратели металла не успели сдать остатки самолёта на металлолом. В ходе экспедиции было сделано много фотографий, засвидетельствовавших следы прошедших боёв и потерь.
Бои за Яхрому На этом исследовательская работа Андрея Зубанова не закончилась. Он вновь ставит перед собой задачу отыскать следы пилотов, которые приняли участие в боях за Яхрому. Он обращается к архивным документам военного времени, вместе с яхромским поисковым отрядом участвует в раскопках. ... В ночь на 28 ноября 1941 года передовой отряд противника силой до 12-15 танков с ротой автоматчиков выступил из Фёдоровки через Ольгово на Яхрому. Не встретив упорного сопротивления наших частей, гитлеровцы ворвались в Яхрому. К семи часам утра отряд противника с двумя взводами автоматчиков захватил мост и переправился на восточный берег канала им. Москвы, где и остановился. На основании изучения трофейных материалов можно предположить, что противник проявил нерешительность, потому что ему была неясна обстановка и пугала предрассветная темнота. С наступлением рассвета противник с усиленным подкреплением продолжил продвижение на восток. К 10 часам утра были захвачены деревни Перемилово, Ильинское и Сёмушки. Сюда же враг начал подтягивать новые резервы. Нашему командованию срочно потребовалась воздушная разведка в районе прорыва немцев. Погода в этот день была неважная: низкая облачность, плохая видимость при снегопаде, что затрудняло работу авиации. На задание полетели опытные пилоты: заместитель командира 2-й авиаэскадрильи 176-го истребительного авиаполка старший лейтенант Алексей Васильевич Рожнов (1908 года рождения, уроженец Горьковской области, Воскресенского района, Благовещенского сельского Совета). Ведомым у него был младший лейтенант Крайко. Вылетели они на двух самолётах Миг-3. Что произошло дальше в небе над Яхромой, остаётся тайной по сей день. И где принял свой последний бой старший лейтенант А.В. Рожнов неизвестно. По одним военным донесениям он числится пропавшим без вести, по другим - погибшим в бою в районе Яхрома-Дмитров. Неизвестна также дальнейшая судьба Крайко, документы по нему отсутствуют. Этим летом, исследуя место падения самолёта возле деревни Парамоново Дмитровского района, Андрей Зубанов вместе с поисковым отрядом «Яхромский рубеж» (командир - Сергей Рыбаков) обнаружил обломки подбитого самолёта Миг-3. Предположительно, это и был самолёт старшего лейтенанта Рожнова. Кроме обломков самолёта были найдены шасси и некоторые части двигателя. Также был найден лючок с номером самолёта. Далее исследовательская работа А. Зубанова будет связана с Подольским Центральным архивом Министерства обороны, чтобы по найденному номеру установить и доказать, что на этом самолёте героически воевал и погиб старший лейтенант А. В. Рожнов.