КОРМОВОЙ ОБОЗ На «БАМ» с автострады Талдом - Мокряги мы свернули не сразу. Прежде побывали в совхозе «Измайловский». Здесь, узнали мы, почти весь декабрь свозят сено с дальних угодий к фермам. Понятно, что если в зиму кормовые припасы будут рядом со скотными дворами, а не где-то в завьюженном поле, то так надежнее. В этот четверг, 26 декабря, скирды стаскивали из-под Бибикова в Разорено-Семеновское. В практическом отношении новая трасса — необходимый хозяйственный объект для совхоза «Северный» через Дубненскую пойму. Вместе с тем это и наши новые «ворота» в Загорский район. А еще и новый подход к нашим Нушполам, въезд в них с «другой» стороны поймы. Во всем этом мы и решили удостовериться сами, а для этого, проехать по новой дороге в бывшие заболотные, а теперь тоже обновленные Нушполы. Предновогодье было самым подходящим временем для подобного знакомства. На хорошо укатанном зимнике встретили первую скирду-путешественницу. Едет и едет себе по белому полю этакая домина, будто Емеля на печи. Правда, вместо печи тяглом тут служит «Т-1ЗОА» на гусеничном ходу. А навстречу ему другой трактор поспешает — за следующей скирдой. Полюбопытствовали, как же будут сталкивать с места эту окопавшуюся сенную громадину. Сталкивание заняло буквально несколько минут и происходило совсем обыкновенно. Сошел тракторист с трактора, взял с прицепа стальной трос, опоясал им скирду, ближе к ее середине, и вновь залез в кабину. Сзади скирды пристроился другой трактор. Потом первый трактор натянул трос, а второй подтолкнул скирду ножом — и вот она поехала! Притом снята была с насиженного места чисто - совсем без одонья, лишь несколько охапок сена сзади, но их, конечно же, подберут. Короткое интервью у механизатора Виктора Алексеевича Шаврова: — Мы из ПМК-21: я и Николай Сергеевич Маслов. Здесь с шестого декабря. Сейчас вот 22-ю скирду подцепили. Из разных мест и на разные фермы свозим сено в «Измайловском». — Сколько же тонн в каждой скирде? И сколько «лошадей» в ваших тракторах? — В совхозной конторе говорят, по 20—28 тонн скирда. А у трактора — 160 лошадиных сил. Оно бы так-то легко тащить, только сегодня сцепления нет. Видите, как передний трактор по льду закрутился, вот и приходится помогать друг другу. А по другой погоде и в одиночку шли... Отъехав вперед, мы все еще видели, как по белому полю тянется этот необыкновенный обоз с такими желанными кормами для скота. Все для того, чтобы хорошее молоко было в «Измайловском» в 1986 году. ОТ ПОВОРОТА ДО ОКОЕМОВА - ДЕСЯТЬ ЛЕТ Лишь только после зимней «кормовой» дороги в «Измайловском» мы завернули на постоянную «бамовскую» дорогу в совхозе «Северный». В ней нужда круглогодичная, и не столько для отправки готовой продукции кормодобывающего спецхоза, сколько для ее выращивания и уборки. К геометрически расчерченным картам на осушенном болоте в 1200 гектаров технике надо подъехать в любой погодный сезон. Вот почему десять лет назад, в 1976 году, и началась эта дорога через болотные топи, которую местный народ окрестил «БАМом».. Начало «БАМ», как известно, берет на девятнадцатом километре автострады Талдом — Мокряги, там, где в качестве визуальных отметок выступают сенные саран «Северного». Здесь сходятся этот безусадебный, чисто полевой спецхоз, «Доброволец» и «Измайловский». Поворот на трясину Дубненской поймы поначалу шел по бетонным плитам. Бывший управляющий Загорским трестом «Мосводстроя» заслуженный мелиоратор РСФСР Михаил Иванович Чулков вспомивает: - Но эти временные плиты без основательного грунтового полотна стали быстро тонуть. Я настаивал на том, чтобы строить хорошо укрепленную гравийную дорогу. И первый вариант, действительно, пришлось забросить. Правда, строительство нынешней дороги мелиораторами, а не специализированным ДРСУ заранее обещало длительные сроки работ. Тогда я вроде пошутил: на две пятилетки хватит! А оно так и вышло на деле. Да, с полным окончанием строительства — именно так. Но «частями» дорога, и, прежде всего, к важнейшим полям, стала служить гораздо раньше. Еще позапрошлой осенью по ней можно было добраться без каких-то приключений до самой спрямленной Дубны. Правда, за два-три километра до реки грунтовое полотно пока еще лежало много ниже, чём остальное. Сейчас — наоборот. Песчаное полотно от реки поднято на проектную отметку. А дальше оно будет укрепляться уже к повороту на «БАМ» с автострады. На этом «стыке» и работает техника. Здесь экскаватор, автогрейдер, два бульдозера. Восемьдесят мощных самосвалов возят песок из-под Большого Семёновского. Одновременно идет расчистка большого кювета по левой стороне дороги, по правой он уже готов. Чтобы подойти к мелиоративной канаве, пришлось спуститься с дороги метра на полтора ниже по дышащему торфу. — Беда в том, - поясняет экскаваторщик Вячеслав Сергеевич Прокофьев, — что у нас только один экскаватор. Идем лишь по одной стороне канала, а чтобы другая не успела замерзнуть, постоянно приходится возвращаться. Отсюда до моста через Дубну всего километр-полтора. На этом отрезке и справа, и слева к дороге подступают пожухшие травяные заросли. Сейчас эти болотные джунгли, выше человеческого роста, находятся внизу, да к тому же высвечиваются снегом и потому не так пугают. А год с лишним назад, по осени, они прямо-таки наваливались на дорогу, и возникало чувство, будто вот-вот потеряешься в них... Более высокое полотно теперь поднимает человека над болотом. Но надо еще закончить отсыпку грунта перед самым мостом через реку с нашей, талдомской, стороны. На загорской стороне Дубны, перед селом Окоемовом, дорога давно уже объезжена. В заключение несколько слов пояснения начальника ПМК-21 А. Кутьина: — На строительстве дороги занят наш второй участок. Сейчас здесь работами руководит мастер Валерий Николаевич Гузанов. Основные работы будут закончены в 1986 году. И тогда будет сдана вся эта поистине экспериментальная дорога протяженностью в девять километров. ХОТЯ ДЕРЕВНЯ НОВОСЕЛЬЕ НЕ ПРАЗДНОВАЛА За мостом через Дубну сразу встает Окоемово. Эта вольно раскинувшаяся деревня вполне оправдывает свое название. Она возвышается над низинной поймой, и отсюда человеческий глаз много видит окрест, емко. Видит спрямлённую, как канал, Дубну, черный лес по ней и впереди, к горизонту, будто под обрывом — луга, усеянные стожками... Поэтический вид! Здесь все та же Дубненская пойма, только уже в Загорском районе. И работали здесь наши же, талдомские мелиораторы по единому плану осушения. Правда, освоение земель с правой стороны Дубны началось раньше и быстрее, чем, допустим, в «Северном», а дороги асфальтированные служат не первый год. За Окоемовом — развилка. Заезжего человека она озадачивает, как в народной сказке: если пойдешь налево... прямо... направо.., то... Так вот: по левую руку от Окоемова будет Веригино, центр одноименного совхоза; прямая дорога выведет на Константиново, а нам надо ехать направо, в наши Нушполы. На центральной усадьбе нового совхоза «Самотовинский» встречаем автобус на маршруте Самотовино—Загорск. За Самотовином выходим на гравийку через лес. Он скоро расступается — и вот впереди снова Дубна, мост через нее, за которым длинная линия Нушпол. Въезд в Нушполы с загорской стороны ощущается как некое открытие. Отсюда деревня воспринимается совсем по-другому, чем по привычной дороге из Павловичей, как будто бы это новое место. И кажется, что именно на загорскую дорогу и ориентирован «парадный подъезд» деревни, потому что сразу же попадаешь в общественный центр. Самотовинская дорога упирается в необычное строение — в общем-то стандартное здание, но с деревянным теремным кокошником. Это клуб. Рядом с ним, слева, совсем свежее здание с островерхими скатами. Новый детский сад. А чуть поодаль, справа, опять новая островерхая крыша. Новый медпункт. Въездные «ворота» образуют магазин слева и столовая справа. Далее этого центра надо представить себе поперечный нушпольский проспект с жилыми домами. «Проспект» потому, что улица широка, проезжая часть заасфальтирована, у домов проложены тротуары, скрытые сейчас под снегом. Конец улицы к речке Нушполке, по дороге на Павловичи, более длинный, основной. Другой конец, тупиковый, теперь стал тоже аккуратнее: по топкому прежде краю по ложен асфальт. За селом расположилась главная производственная база, ради которой и отстраиваются Нушполы, — обширный животноводческий комплекс. Да, это новые Нушполы, преображенные за каких-то два года по плану социального переустройства села. Тому, кто давно здесь не был, деревню не узнать. А уж сравнивать с теми временами, когда старинные Нушполы были волостным центром, и вовсе не приходится. Давайте, однако, заглянем в новые строения. Хозяином у медпункта и детского садика пока сторож. Поскольку в этих домах-теремах всё уже сдано под ключ, но не хватает кое-чего из оборудования, вот и приходится эти ключи держать на руках. Наш гид, давно живущий в Нушполах, участник войны, с охотой и личной гордостью раскрывает хоромы и показывает их. «Это же прекрасно!» — приговаривает он, вводя нас в медпункт.— Смотрите: комнатки чистенькие, светлые, просторные, отделаны красиво... Паркетик... Батарейки теплые, от фермской котельной греются... С особым удовольствием он демонстрирует сантехнику в действии. А затем по причудливой лесенке ведет нас во второй этаж, под островерхую крышу, в жилье фельдшера. «Скоро сюда переедет наш медпункт, вот только, говорят, еще немного оборудования нужно...». Примерно то же повторяется и в детском садике. Он побольше медпункта, и жилье наверху попросторнее. Впереди — прогулочно-игровые павильоны, опять островерхие, с резьбой. Садик рассчитан на двенадцать-пятнадцать ребятишек. «На все места уже записались... И заведующая есть», — сообщает наш проводник. А задержка с открытием из-за электроплит. Позже директор совхоза «Красные всходы» Г. Мирошниченко пояснил, что и детсад, и медпункт, пожалуй, откроют в январе. А теперь посмотрим новые усадебные дома. Их четырнадцать. Новые дома ставили на свободных местах деревни, заполняя образовавшиеся проемы. Дома трехкомнатные, с коридорной системой, просторной прихожей и кухней с привозным газом, с ванной, автономной котельной. Две веранды — поменьше и совсем просторная. Одним словом, квартиры городского типа, если не считать, что приходится возиться с топливом. Зато свободно в этих домах чисто по-деревенски, не чета городу. Первой хозяйкой, которая встретила нас в своем «коттедже», была восьмилетняя Наташа Белова. Мама, Татьяна Николаевна, и папа, Александр Иванович, у нее «ухаживают за телятами». — Когда же вы въехали сюда? — В ноябре. А раньше жили в Вербилках, папа с мамой работали на фарфоровом заводе. — А ты не знаешь, почему они решили переехать в Нушлолы? — Так у нас здесь две бабушки живут! Наташа довольна житьем здесь, как, кажется, и ее родители. Но не у всех было таким благополучным заселение нового жилья, особенно у тех, кто вступил во вторую зиму. Тип этих домиков не совсем подходит для наших мест. Поэтому по осени все четырнадцать, домиков утеплили. В некоторых квартирах возникает течь, сырость — и опять надо что-то предпринимать. В нижней части деревни, ближе к Нушполке, в подполах по осени набиралось много воды. Чтоб согнать ее, провели мелиоративную канаву. Ну, а дальше, наверное, и хозяевам надо руки приложить. Пока все еще решается вопрос с оплатой за пользование жильем, поскольку дома построены как кооперативные, на долевых началах с совхозом. Оговорки, конечно, есть. О трудностях в становлении новой деревни не раз шла речь и в районе, и в газете «Заря». И все-таки будем считать, что рождение новых Нушпол состоялось. Хоть в прошлом году и не было официального праздника открытия новой деревни, все равно 1985 год стал особой ступенью в жизни Нушпол. В нынешний год деревня вступает уже обновленной. В добрый путь, Нушполы! В. САВАТЕЕВ. B. МОРОЗОВ. (Наши корр.). |