27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Он утверждён в 2004 году. В этот день проводятся различные мероприятия в детских садах, воспитатели получают поздравления и подарки. Маленькие граждане нашей страны крайне нуждаются в общении с добрыми и душевными людьми, которые помогают им вырасти здоровыми, развитыми, готовыми к обучению в школе.
Сегодня речь пойдёт об учителе-логопеде высшей квалификации из детсада «Берёзка», или Центра развития ребёнка посёлка Северный, Надежде Васильевне Ситухиной. Работать в этом детском дошкольном учреждении она начала в 1988-м году. До этого, будучи учителем химии по образованию, работала по распределению в Чувашии. Приехав в наш район, решила поработать в детском саду, так как вакантного места для учителя химии в школах тогда не нашлось. Была воспитателем, потом заместителем заведующей детским садом. Общение с малышами ей так понравилось, что она решила остаться здесь. Что её тревожило? Неправильная речь детишек. Многие из них говорили так, что понять их было невозможно. Надежда Васильевна стала уговаривать воспитательниц, имевших высшее образование, получить профессию логопеда. Но никто не захотел учиться ещё три года в институте. Тогда она сама решила стать логопедом, чтобы помочь детям. С тех пор прошло уже 15 лет. В посёлке Северном Надежду Васильевну теперь знают как замечательного специалиста, родители детей и коллеги относятся к ней с большим уважением. Именно об этой женщине рекомендовали написать в газете руководители комитета по образованию администрации района. ...И вот Галина Федоровна Логачёва, заведующая детсадом «Берёзка», привела меня в кабинет к талантливому учителю-логопеду Ситухиной, награждённой в 2004 году Почётной грамотой Министерства образования области. У неё занимаются в общей сложности 27 ребят - по одному и группами. Двое детишек, мальчик и девочка сидели перед зеркалом на стульчиках и тренировали мышцы языка, чтобы научиться выговаривать звук «р». Они очень старались повторить то, что им показывала Надежда Васильевна. Потом она включила компьютер, на экране появились красивые картинки с изображением животных. Дети должны были назвать сначала имена, в которых слышался звук «у», потом «а», «и». Правильно ответить им помогала Надежда Васильевна. И тут же из компьютера слышался радостный возглас: «Замечательно!», от чего у детей сразу же поднималось настроение, загорались глазки. С каждым из них она занималась по 25 минут. Дети рисовали маленькие звёздочки в клеточках тетради. Это, оказывается, важно для развития мелкой моторики, что влияет на речь ребёнка. Потом они раскрашивали рисунки из Интернет-газеты. Уже несколько лет, как компьютер стал незаменимым помощником учителя-логопеда: игровая форма обучения, заложенная в программе, очень нравится детям. Коррекционно-развивающую работу Н. Ситухина строит, широко используя художественную литературу, иллюстрации, наглядные пособия, ребусы, кроссворды, различные другие игровые технологии. Намеренно создаёт ситуации, в которых ребёнок самостоятельно или в коллективе достигает успеха. Ей всегда удаётся найти общий язык как с детьми робкими и неуверенными, так и с расторможенными, агрессивными. Есть несколько интересных программ для детей разного возраста: «Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать». Старшие ребята, приходя на занятия к логопеду, спрашивают: « А сегодня компьютер будет?» Дети с удовольствием занимаются, и это важнейший залог успешной коррекционной работы. В своей работе Надежда Васильевна использует не только компьютерные технологии, но и самодельную игру «Проделки весёлого язычка», в ходе которой дети выполняют артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами, а также игру «Волшебный мешочек» для формирования тактильных ощущений, альбомы «Волшебный квадрат», «Зеркальные буквы», «Электронная муха» и другие для развития зрительной памяти и внимания. Для снятия эмоциональной нагрузки она использует элементы психогимнастики, ритмики, релаксации, физкультминутки, логоритмику. Детишки, которых мы увидели в этот день, имеют проблемы с произношением звуков и слов. В течение учебного года, благодаря труду и опыту логопеда, эти проблемы будут решены - конечно, после того, как логопед «поставит звук», научит малыша его произносить. Об этом говорит Надежда Васильевна на родительских собраниях, передаёт мамам и бабушкам специальные тетрадки с логопедическими заданиями для детей. В последнее время приходит больше малышей с серьёзными нарушениями речи. Им нужно делать зондовый массаж. Малышам Надежда Васильевна старается массировать язык с помощью чистых проглаженных платочков своими пальцами, чтобы ребёнок не пугался металлического инструмента. Она вспомнила, как однажды к ним в садик пришла девочка, которая совсем не умела говорить. Когда её мама была беременна, погиб отец. Переживания матери, видимо, повлияли на будущего ребёнка. Четыре года Надежда Васильевна неустанно занималась устранением этой беды. Пришлось часто делать массаж языка, «ставить звуки». И всё получилось, к школе девочка приобрела правильную речь. А логопед Ситухина стала для ребёнка как родной человек. Надежда Васильевна сказала, что заведующая детсадом Галина Фёдоровна помогла ей приобрести современные технические средства обучения, недавно был заменён монитор. Нужен ещё электронный проектор, чтобы можно было изображение из компьютера выводить на большой экран. Провожая меня, Галина Фёдоровна Логачёва предложила заглянуть в другие помещения. В одной из младших групп была замечательная выставка детских рисунков и поделок, её украшали буйно цветущие фиалки в горшочках. Когда спускались по лестнице на первый этаж, взгляд привлекли замечательные картинки на стенах. Оказалось, что расписала стены выпускница лицея Катя Графова, которая учится в Москве на дизайнера. В садик ходит её маленький племянник. Рисунки вызывают радость у ребят. В спортивном зале очень много красивых дорожек, сделанных руками инструктора по физкультуре Тамары Ивановны Зозули. К этим дорожкам прикреплены большие пуговицы, пластмассовые кружочки. Красуется на полу вышитый длинный удав. Цель - устранение плоскостопия у детей. А ещё - цветной круг из шелковистой ткани, он помогает детям играть и веселиться. Тамара Ивановна сейчас заканчивает свою очередную работу для улучшения координации движений малышей. Детский сад «Берёзка» открывает свой сайт в Интернете, чтобы ещё активнее общаться с родителями своих воспитанников. Словом, воспитатели и работники «Берёзки» проявляют творческий подход к своей профессии, трудятся с душой.
Лидия СОБОЛЕВА |