В моей трудовой книжке в ноябре 1949 года появилась следующая запись: «Назначен старшим инструктором по кадрам СМУ-151 треста № 15 Министерства связи СССР». Этому значительному событию в моей биографии предшествовали следующие обстоятельства. Закончилась Великая Отечественная война, и в ноябре 1945 года я был демобилизован из армии как имеющий три ранения. В начале марта следующего года был принят на работу инструктором оргмассовой работы исполкома Талдомского райсовета. Председатель исполкома райсовета Иван Александрович Пестов в конце ноября 1949 года вызвал меня к себе в кабинет и объявил, что в районе создается крупная строительная организация, и меня исполком по согласованию с первым секретарем РК КПСС В. А. Михайловым рекомендует на должность начальника отдела кадров этой организации. На другой день я с рекомендательным письмом был на приеме у начальника отдела кадров треста № 15. С 29 ноября 1949 года с небольшим перерывом я проработал на предприятиях Министерства связи СССР более восемнадцати лет. Работу приходилось начинать с нуля. Первоначально руководство СМУ-151 было размещено в маленькой угловой комнате на старой почте. (Здание до настоящего времени цело, в нем расположена районная инспекция Госстраха). Сроки строительства были очень жесткими, и поэтому, не дожидаясь привлечения гражданских рабочих, Министерство связи приняло решение направить в Талдом строительные подразделения войск связи в составе одного батальона. В течение буквально недели-двух были назначены необходимые работники на руководящие должности. В адрес СМУ-151 непрерывным потоком на станцию Талдом начали поступать всевозможные грузы. Согласно решению правительства под строительство объектов связи была отведена территория в пяти километрах от г. Талдома, заросшая лиственным лесом, кустарником, частично заболоченная, а также небольшая площадь пахотной земли. Необходимо отметить, что от Талдома до отведенной территории строительства существовала обычная грунтовая дорога, не приспособленная для движения автотранспорта, а в распутицу по ней нельзя было проехать и на лошадях. Официально началом строительства считается 21 декабря 1949 года. В этот день вся страна отмечала 70-летие со дня рождения И. В. Сталина. Примерно в 10 часов утра на площади нынешнего автогаража собрался митинг, посвященный открытию строительства и юбилею Сталина, на котором присутствовали министр связи СССР генерал-полковник Н. Д. Псурцев, представители из обкома КПСС, а также руководители района, группа рабочих и служащих СМУ-151. Была поставлена задача форсированного строительства бараков для военнослужащих и работников СМУ-151, прибывающих по оргнабору и принятых из нашего района и окружающих районов других областей. В срочном порядке проводились изыскательские и проектные работы для строительства автомобильной дороги с твердым покрытием, а также железнодорожной ветки от станции Талдом до территории строительства. В 1950 году автодорога была построена на всем протяжении от Талдома до строительства, она была выложена булыжным камнем. Бригаду дорожных строителей возглавлял опытный мостовщик, коммунист-фронтовик И. Кувшинов. Была бригада подсобных рабочих-женщин во главе с Т. Гурьевой. Строительство железнодорожной ветки от Талдома до стройки возглавил опытный железнодорожник талдомчанин А. Лебедев, который впоследствии со своими рабочими обеспечивал ее эксплуатацию. С вводом в действие железнодорожной ветки и приобретением мотовоза сразу же решился вопрос не только доставки грузов и оборудования, но и перевозки рабочих из Талдома на работу и с работы. В дальнейшем от этой ветки отпочковались железнодорожные пути для нефтебазы, леспромхоза, дорожного ремонтно-строительного управления, агрохимпредприятия, то есть были решены проблемы разгрузки пылящих грузов за пределами города. В первый же год были построены растворо-бетонный узел, ремонтные мастерские и автогараж, деревообрабатывающий комбинат (ДОК), который возглавил А. Князьков, мастерские ОГМ (отдела главного механика) и другие необходимые службы. В январе 1950 года РК КПСС принял решение о создании самостоятельной партийной организации СМУ-151 (до этого мы стояли на партийном учете временно в районном узле связи). На первом партийном собрании меня избрали секретарем партийной организации, и я выполнял это партийное поручение все годы своей работы в СМУ-151. Общественно-политическая работа в коллективе развернулась буквально с первых дней его становления. Поскольку основная масса рабочих была принята из сельской местности, где не было профсоюза, перед партбюро встала задача создания профсоюзной, а также и комсомольской организаций. По мере того как появлялись улицы, возникала необходимость в названиях. Обобщив все принятые от жителей стройки предложения, исполком райсовета направил их в Мособлисполком, а тот в свою очередь — в Верховный Совет РСФСР, который своим Указом утвердил статус рабочего поселка и присвоил ему наименование Северный. После очередных выборов в местные Советы депутатов трудящихся в 1966 году на первой сессии поселкового Совета, был избран первый председатель исполкома Северного поссовета А. Голубев. Впоследствии все бараки были ликвидированы и вместо них построены капитальные сооружения, в том числе здания средней школы, клуба, магазинов, медицинского пункта, почты, бани и др. В связи с приближающимся 40-летием поселка Северный мне хотелось бы внести предложение об открытии мемориальной доски или стелы на территории поселка, отдать дань признательности и уважения первым строителям. В наше время безудержной критики прошлого часто необоснованно охаивается все, что было создано старшим поколением, стал забываться ратный и трудовой подвиг советского народа. Но мы, ветераны войны и труда, ветераны Коммунистической партии, никогда не должны забывать имен и дел тех, кто в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и сталинского режима настойчиво трудился над улучшением жизни советского народа. Не их вина, что многие надежды народа остались неосуществленными. В своих воспоминаниях мне хотелось бы сказать добрые слова о самоотверженном и бескорыстном труде на строительстве поселка Северный как руководителей, так и рядовых работников. Значительный вклад в становление поселка внесли Василий Андреевич Шершавин — начальник СМУ-151, Вячеслав Николаевич Рябиков — начальник объекта связи, Михаил Андреевич Толкачев — парторг ЦК КПСС, Александр Васильевич Голубев — первый председатель исполкома поселкового Совета. Эти коротенькие записки не претендуют на освещение всей 40-летней истории поселка. Может быть, первопроходцы напишут о создании завода «Промсвязь», совхоза «Северный» и других подразделений. Вношу предложение, чтобы поселковый Совет развернул организационную работу по созданию музея поселка Северный, где можно было бы собрать экспонаты, фотографии и другие материалы, относящиеся к его истории, чтобы молодое поколение знало историю своего народа, своей малой родины. Н. ФИЛИППОВ, ветеран строительства, п. Северный. |