Особенности народного слова
Мы произносим пословицу и пытаемся вникнуть в ее смысл: «Лезет в волки, а хвост собачий». Видимо, лучше уже не скажешь о тех, кто старается казаться одним, а определенные черты мешают. А ведь каждая пословица или поговорка — это своя история. А историю края изучает краевед. Таким удивительным краеведом-энтузиастом, знатоком фольклора был наш земляк Сильвестр Евстафьевич Лысов. В прошлом Сильвестр Евстафьевич был помощником лесничего Гражданской волости Ленинского (Талдомского) уезда. В 1920-е годы Сильвестром Лысовым был открыт интересный в этнографическом смысле Чириковский район Зайцевской волости. Важно, что предки крестьян, населяющих Чириковщину, были вывезены помещиками из степных губерний. У меня в руках тетради от 1927 года с записями С.Лысова. Тут тебе и загадки, и пословицы, и поговорки. Чего только нет! Своеобразные загадки, записанные Сильвестром Евстафьевичем, интересны и нашим современникам: «Мохнатое, тремя перстами берется, в отверстие круглое кладется и оставляет по белому след». Ответ прост: гусиное писчее перо. А смысл загадок, скорее всего, состоял в самом загадывании. Зимними вечерами загадки служили хорошим подспорьем в играх и развлечениях деревенской молодежи: «Что за загадка, что под яйцами гладко?» Ответ на вопрос — сковорода с яичницей. Сильвестр Евстафьевич не уставал повторять: «Всякая пословица — мудрость народная». Несколько тетрадей, исписанных мелким почерком — множество пословиц, которыми была пересыпана разговорная речь наших предков: «Держись за дубок, дубок в земле глубок». «Поев сладкого, не захочется горького». «Не суйся середа раньше четверга», «Не горюй, сова, по сове, а горюй по своей голове», «Чужое добро возьмет за ребро». Федор Иванович Шаляпин не любил частушек, но от народного творчества никуда не деться. Писатель Василий Белов утверждает, что «превращение хоровода в пляску и сопровождалось как раз вырождением долгих песен в частушки». Любовная частушка самая распространенная среди записей Лысова: «Ставь, мамаша, самовар! Золотые чашки, Ко мне миленький идет В розовой рубашке»: Политическая частушка выражала откровенный социальный протест: «Ленин Троицкого спросил: «Ты где сена накосил?» Троцкий Ленину сказал: «У крестьян я отобрал» Частушка — это отражение народной жизни, ей радости, печали. «Каждый район-это своеобразие народного говора», — говорил Сильвестр Евстафьевич. Разбирая авхив краеведа-энтузиаста, лишний раз убеждаемся в этой неповторимости: «Похрял» — пошел, «отселе» — отсюда, «ужотка» — в ближайшее время, «летось» — в прошлом году, «лагунка» — деревянное ведро. Недаром утверждает наш современник Василий Белов: «Говорить складно — это значит ритмично, кратко точно и образно». Так и «сядем рядком-поговорим ладком».
Г. ПОЛЯКОВА, зам. директора по науке Талдомского историко-литературного музея. |
Категория: Культура и спорт | Добавил: alaz (26.01.2013)
|
Просмотров: 581
| Рейтинг: 0.0/0 |
|