Быть настоящим учителем - значит, работать с полной самоотдачей, талантливо, вдохновенно. Особенно трудно быть незаурядным учителем русского языка и литературы.
Недавно в мире отмечался Международный день родного языка - да-да, того самого, на котором человек впервые произносит слово «мама». Для большинства российских школьников это русский, являющийся, к тому же, государственным для всех россиян. Отсюда и особая ответственность педагога-словесника, который, помогая добротно овладеть родным языком, открывает тем самым для своих питомцев путь к постижению всех остальных богатств отечественной, а затем и мировой культуры. Вера Николаевна Карелова в 1990 году окончила Орехово-Зуевский педагогический институт по вышеназванной специаль-ности, а в Талдомской средней общеобразовательной школе №1 работает с 1990 года, являясь одновременно заместителем директора учебного заведения по воспитательной работе. Сказать о ней словами служебной характеристики: «работает творчески, постоянно повышая свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство; свободно ориентируется во всех аспектах методики преподавания предмета» - значит, не только сказать очень мало, но и погрешить против «великого и могучего», как характеризовал русский язык Иван Тургенев. Увлечённость, полное погружение в языковую стихию, с тем чтобы отыскать в ней потрясающие порядок и гармонию, научить этому своих питомцев - вот, пожалуй, более подходящие слова для описания феномена Кареловой. Обратимся к профессиональной оценке, данной Вере Николаевне руководством учебного заведения: «Решая проблему дифференцированного обучения, В. Карелова использует разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные занятия, различные формы взаимоконтроля, диктанты и сочинения, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала, ролевые игры, диспуты по предмету, индивидуально-групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний. При этом она вовлекает учащихся в активную познавательную деятельность по самостоятельному изучению русского языка и литературы. Интересны и содержательны проводимые ею уроки-исследования, уроки-дискуссии. Ею выработана и применяется зачётная система контроля знаний (по литературе) учащихся в старших классах. Кабинет литературы - один из лучших в школе, он оснащён современными техническими средствами обучения, библиотекой учебной, справочной и дополнительной литературы, постоянно пополняется дидактическим материалом». Умело использует Вера Николаевна возможности внеклассной работы. Олимпиады по предметам, викторины, КВН, различные познавательные игры стали в школе традиционными. Ежегодно проводится декада русского языка и литературы, в которой принимает участие практически вся школа. Несколько лет здесь существует театральная студия «Гротеск», которая не раз становилась лауреатом районного конкурса «Театр и дети». Именно Кареловой составлена авторская программа «Актёрская азбука», по которой работает студия. Будучи классным руководителем, Вера Николаевна много внимания уделяет воспитанию у учащихся уважения к труду, культуры поведения, коллективизма. Но, вернёмся к родному языку. В. Карелова разработала и апробировала методическую тему «Работа с текстами разных стилей на уроках русского языка в 5 - 7 классах». Соответствующий опыт был обобщён для учителей района на творческом семинаре «Мастер-класс» и получил высокую оценку коллег. А серия открытых уроков по теме «Наречие» в 7 классе, названная «Морским путешествием»! А комбинированный урок-практикум в 8 классе «Вводные слова и обращения»! А уроки литературы в 7 классе «В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении» и «Нет, я не Байрон...»(по творчеству Лермонтова) в 9 классе! Всё это вновь и вновь подтверждает высокий профессионализм и творческий подход учителя к любимому делу. Не секрет, что не все одинаково успешно усваивают учебный материал. Но и здесь Карелова не пасует. Много работает со слабоуспевающими учениками (индивидуальные занятия, беседы с родителями, да и просто особый подход) Неудивительно, что многие питомцы В. Кареловой именно русский язык и литературу выбирают для сдачи экзаменов в 9 и 11 классах, показывая при этом хорошие результаты. Среди её учеников немало призёров олимпиад, медалистов, тех, кто успешно продолжает учёбу в престижных вузах. Обладательница высшей квалификационной категории по должности «учитель» и первой квалификационной категории по должности «заместитель директора по воспитательной работе», Вера Николаевна Карелова награждена Почётной грамотой районного комитета по народному образованию и Почётной грамотой главы Талдомского района.
А. ГОЛУБЕВ |