Наставница самых маленьких.
Виктория Анатольевна Крючкова, учительница начальных классов лицея «Школа искусств», для многих ребят из этого образовательного учреждения стала не только первой наставницей, но и другом, потому что рядом с ней не заскучаешь. С удовольствием общаются с первой учительницей не только нынешние ученики, но и выпускники прошлых лет и их родители. Бывшие ученики когда-то постигали азы наук, а потом вместе с Викторией Анатольевной стали готовить программы новогодних представлений, походы в лес и ни реку Дубну. Столь прочный контакт с родителями просто так не даётся. За всем этим — огромный труд учителя, создающего атмосферу творчества, его умение строить отношения с людьми. В этом году она стала лауреатом конкурса в рамках национального проекта «Образование» на районном и региональном уровнях.
Отравляясь в лицей, я вспомнила, что уже не первый раз встречаюсь с творческими проявлениями этого одарённого человека. На конкурсе «Учитель года» в 2005 году выступление Виктории Анатольевны выглядело очень ярко и оригинально, она заняла тогда первое место. Помню рассказ её маленькой ученицы о том, как разбойники украли у их класса новогодние подарки. Всем пришлось ехать на автобусе в лес у реки Дубны и там после многих испытаний и встречи с разбойниками с помощью Деда Мороза они отыскали свои подарки под ёлкой на лесной поляне. Всем было необычайно интересно. Несколько лет назад подростков просто потрясла постановка спектакля «Синяя трава», направленного на борьбу с наркоманией. Крючкова сама написала сценарий по книге «Синяя трава» и поставила спектакль о трагической судьбе 15-летней наркоманки. Этот спектакль показали в Талдоме. На нём присутствовали педагоги из Дубны и Дмитрова. Настолько пронзительно звучала исповедь юной наркоманки, так сильно ощущалась её душевная боль и так понятно было стремление автора сценария противостоять наркомании, что они попросили непременно показать его молодёжи этих городов, отсняли спектакль с помощью кинокамеры. Потом его повторили с другим актёрским составом в Запрудне, где и мне удалось его увидеть и пережить потрясающие перипетии судьбы главной героини. Родители были очень признательны всем, кто создал этот спектакль. И вот я отправляюсь в лицей, чтобы встретиться с Викторией Анатольевной. Уроки уже завершены, но никто не спешит расходиться. Третьеклассники выполняли домашнее задание, но кое-кто безнадёжно посматривал на столбики примеров. К ним и направлялась учительница, давала пояснения, после чего дети быстро принимались писать в тетрадке. Многие из класса уже готовились к занятиям на художественно-эстетических отделениях. Между тем детишки с тетрадками встали в очередь к воспитательнице Галине Григорьевне, она проверяла их домашние задания, выполненные в черновиках. - Лицей - общеобразовательное учреждение особого типа, - пояснила Виктория Анатольевна, - нагрузка у детей значительно больше, поэтому они должны быстро научиться распределять своё время. У нас есть отделения инструментальной музыки, хорового и сольного пения, хореографии, изобразительного искусства, фольклорное. Каждый из детей ходит после моих уроков на занятия одного, а кто и двух отделений. Помимо предметов, традиционных для начальной школы, ребята изучают риторику и народную культуру. Надо сказать, что в лицее ученики начальных классов находятся с восьми утра до шести вечера, и всё время, как настоящие труженики, они заняты делом. - Расписание, - говорит Виктория Анатольевна, - составлено так, чтобы у ребят чередовались умственные и физические нагрузки, есть у них время, чтобы пообедать, погулять на улице и поиграть. Видите? На каждой парте у детей лежат их любимые игрушки. - Я вижу у детей на партах учебники математики Л.Петерсон, учебники русского языки А.Поляковой и литературы З.Новлянской и Г.Кудиной. - К нам в лицей приезжают на открытые уроки авторы этих учебников и учителя начальных классов нашего района. Мы готовимся к этим встречам, строим уроки так, чтобы с изложением темы сочетались выступления детей, их пение, игра на музыкальных инструментах, демонстрируем их работы по декоративно-прикладному искусству, выступают фольклорные коллективы. Да, газете известно, что такие уроки производят прекрасное впечатление на гостей лицея и авторов учебников. Но не у каждого учителя, не у каждой школы есть возможность повторить этот опыт, всё-таки лицей - это лицей. Среди предметов, которые преподаёт Виктория Анатольевна, есть ещё и такой, как риторика. «Речь вести — не лапти плести», - говорили в народе. Проблемы развития речи у детей очень волнуют учительницу. Всё больше молчаливых учеников дарит школам их сидение у телевизоров и компьютеров. Приходится учить их понятно излагать свои мысли, и чётко произносить слова. Хорошая грамотная речь - один из признаков интеллекта. Уже с первого класса дети пишут сочинения. Их творческие работы разнообразны не только по тематике, но и по жанрам: сказки, пьесы, стихи, скороговорки, потешки, считалки, загадки. Предела детской фантазии нет. Ученики Виктории Анатольевны стали победителями в международном Конкурсе «Одарённые дети России» в номинации «Юные острословы» в 2003 году. Она организует очень интересные классные часы, поездки, походы, ставит с детьми инсценировки сказок. Сценарии внеклассных мероприятий, написанные Крючковой, оценили профессионалы, они публиковались в журналах «Педсовет», «Завуч начальной школы». Моя собеседница считает одинаково важными как образовательную задачу, так и воспитание учеников. Коллеги тепло поздравили Викторию Анатольевну со званием лауреата конкурса в рамках нацпроекта «Образование» на областном уровне.
Лидия СОБОЛЕВА |
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (22.03.2014)
|
Просмотров: 1499
| Рейтинг: 4.3/6 |
|