Чем же они занимаются? И вообще, как живёт-поживает недавно открытый Талдомский колледж декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выросший в недрах Талдомского лицея искусств? Наиболее полной информацией об этом располагает, конечно, куратор новоявленных студентов, заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Марина Вячеславовна ГАЛУШКИНА. С ней мы и ведём разговор, проходя по классам учебного заведения. Класс рисунка — самый светлый. Перерыв между занятиями... Моя спутница достаёт из шкафа тяжёлый ворох «разрисованных» ватманских листов. Гипсовая розетка в форме листа, шар, драпировка... да вот они, реальные, на столе, — так называемая экзаменационная постановка! Но почему на рисунках один и тот же «сюжет» выглядит по-разному? — Это нормально, — отвечает на мой немой вопрос Марина Вячеславовна. — Разный ракурс, да и разные возможности... — Степень одарённости? Профессионализма? — И то, и другое, Хотя о подлинном профессионализме говорить ещё, наверное, рановато. — Вопрос деликатный, — продолжает собеседница. — Возраст очень ранимый, чтобы давать слишком резкие оценки. Крайне важен индивидуальный подход... Ведь часть студентов принята в колледж после «девятилетки»; кто-то учился на художественном отделении, кто-то — нет. И программы наши составлены с учётом этого; ясно, что в общеобразовательном плане одни завершают школьную программу, другие осваивают вузовскую; есть различия и в подходе к преподаванию спецпредметов... И ещё. Вы, наверное, знаете, у нас учится довольно большая группа послушниц Маклаковского Александро-Невского монастыря... —Близкий профиль? — Представьте себе. Сама матушка Елизавета, настоятельница монастыря, — человек художественно образованный, поощряет и развивает в обители разные виды творчества: многие прекрасные вещи монастырского обихода сделаны руками насельниц... — Но совместимо ли светское образование с монастырским уставом? Ведь кругом столько соблазнов... И у вас тут — античные герои, обнажённая натура... — Об этом Вы можете не волноваться. Обучение монастырских студенток дистанционное. Наши преподаватели сами ездят в Маклаково. Занятия идут с необходимым уважением к религиозному, православному мировосприятию. Нет сомнения, что знания, навыки, которые даст будущим монахиням колледж, сделают их служение ещё более плодотворным: хорошо известны примеры, когда выдающиеся произведения, в том числе и в области изобразительного искусства, создавались именно глубоко верующими людьми... Что же касается прилежания... — Тут уж послушницы фору дадут остальным студентам?! — Само собой. Ни вечеринок, ни дискотек — другая жизнь... Даже «Фаталиста» лермонтовского им преподносят совсем иначе, в православном, так сказать, свете. ...Продолжаем просмотр рисунков. Вот буддистский храм, вот католический... В первом случае важна скрупулёзная детализация, во втором — передача перспективы. Кстати, рисунок, перспективу и исполнительское мастерство в колледже преподает архитектор Игорь Викторович Кочанов, известный также как самобытный живописец. А искусству живописи студентов учит талантливый художник и педагог из Вербилок Виталий Александрович Карачин. Заглядываем в его «епархию», в другой большой класс, где на «почетном месте» — еще одна экзаменационная постановка, теперь уже живописный натюрморт. И вновь мы перебираем целый ворох работ, у каждой из которых — свой характер, свое лицо — иногда бледноватое, неуверенное, иногда — яркое, смелое, а ведь модель — одна и та же... Особую многочисленную «серию» составляют работы по проекту изделий в технике «гжель». — Нет-нет, это не то! — отбирает у меня один из листов М. Галушкина. — Вот, — предлагает она взглянуть на другой лист, — здесь уже виден гжельский мазок — от тёмного к светлому... Эх, знали бы Вы, как парятся они (надо полагать, студенты. - Е.Г.) над этим мазком!.. — Но Вы ведь, кажется, филолог, преподаёте русский язык и литературу? — удивляюсь точным характеристикам, которые даёт произведениям «колледжистов» Марина Вячеславовна. — К счастью, я окончила художественную школу в Талдоме, училась у замечательного педагога Ларисы Константиновны Цветковой: в колледже она ведёт теперь историю искусств. Вот и вижу способности, творческое своеобразие своих подопечных, болею за каждого, как и положено куратору, — улыбается она. — Сколько всего учащихся в колледже? — Тридцать четыре. Три группы. — Все - из нашего района или есть иногородние? — Есть из Дубны, из Дмитрова... Общежитием мы пока не располагаем. Но базу целенаправленно формируем. — Первые итоги... Хотя, вроде, и рановато говорить об итогах, а тем более об успехах, должна сказать, что прогресс есть, это, в первую очередь, рост мастерства учащихся, который был отмечен на межсезонном зачёте в октябре, когда колледжу исполнилось всего два месяца. 18 января — судьбоносная дата — экзаменационный просмотр работ по спецдисциплинам. — А дальше? — Дальше — каникулы. Татьянин день. И — снова учеба, всего — четыре года... — А ещё дальше? — Кто-то вольется в художественные промыслы, кто-то займется педагогической работой, ну а кто-то наверняка захочет продолжить обучение в Суриковском, скажем, или в художественных академиях... — Какую специальность получат выпускники колледжа? — Художника-мастера или дизайнера. ...Итоги. О них, и в самом деле, говорить вроде бы рано. Но если всё-таки говорить, то несомненным завоеванием первых месяцев существования колледжа стало сплочение студенческого коллектива, о чём немало позаботились его наставники. Взять, к примеру, поездку в Москву, в академию ваяния и зодчества Ильи Глазунова или экскурсию в Углич с его замечательными архитектурными памятниками и «Городом мастеров», где студенты «подсмотрели» секреты кузнечного, гончарного дела. По пути заехали в город Мышкин, где посетили единственный в мире Музей мыши и даже познакомились со «смотрителем» этого уникального объекта — живым котом Василием. ...Экзаменационная сессия начнётся совсем скоро. Начнется со сдачи общеобразовательных дисциплин, среди которых не только предметы гуманитарного цикла, но и биология, математика, химия, которые и художнику — вспомним Леонардо! — весьма необходимы...
Е. ГУРОВ. (Наш корр.) |