— Даша, Юля, Никита ближе, ближе, кучней садитесь! Наталья Леонидовна собрала немногочисленных учеников 6-го класса в компактную группу и все равно в уютном музыкальном классе, увешанном портретами композиторов, осталось много места. Быстро подошла к пианино и ударила по клавишам: «Все поем!» Сначала нестройно, потом все уверенней зазвучала песня Соловьева-Седого на слова Матусовского: Полем, вдоль берега крутого, Мимо хат В серой шинели pядового Шел солдат Шел солдат, слуга Отчизны, Шел солдат во имя жизни. Землю спасая, Мир защищая. Шел вперед солдат! Девочки пели старательно. Некоторые мальчики халтурили. Стас вставил в уши провода от мобильника. Никита раскачивался на стуле, зыркая по сторонам. Учительница неожиданно подошла к Стасу и, ни слова не говоря, выдернула из его ушей проводки. Вернулась с мобильником к столу: — О чем эта песня? — О войне. — О солдатской тяжелой доле... — В каком ритме она написана? — В маршевом. Разобрали песню, что называется, по косточкам: ритм, мелодия, тональность. Стас притих. Ни малейшего сбоя в ходе урока не произошло. Резко? Нисколько. Taких строгих учителей мы запоминаем на всю жизнь. И знания, заложенные ими, остаются с нами на долгие годы. Вторая половина урока была посвящена классической музыке. Наталья Леонидовна завела пластинку, и в кабинете раздались величественные аккорды. — Что за инструмент? — спросила слушателей. Нашелся один, кто знал: — Орган. — Правильно. А композитор? — Бах, — снова ответил Алеша. Учительница кратко рассказала, каким просветителем и гуманистом был Иоганн Себастьян Бах в мрачную эпоху религиозного фанатизма. Его могучая музыка вселяла в души людей уверенность, делала их сильнее. В заключение Наталья Леонидовна дала задание собрать материалы о великом немецком композиторе к следующему уроку. Я побывал всего на одном уроке Натальи Леонидовны Кутузовой, преподавателя и завуча по воспитательной работе Новоникольской средней школы. Чтобы не было никакой к «показухи», пришёл неожиданно. Тем приятнее было отметить профессионализм Натальи Леонидовны и ее уверенность в себе. Посла Чебоксарского пединститута, где получила диплом дирижера-хоровика, она уже 17 лет прививает любовь к музыке молодому поколению села Ново-Никольского. Я помню «уроки пения» в старой школе, которые мы отбывали, как тяжкую повинность. Совсем не то нынешние занятия по программе Д. Кабалевского. Этот замечательный советский композитор и педагог разработал систему музыкального образования. Ее цель — не научить петь, а открыть перед школьником мир музыки во всем его величии и красоте. Наталья Леонидовна оценила эту программу и использует в своей работе. Прежде всего она стремится избежать шаблона: унылого перечисления фактов биографий, дополненного фрагментами музыки. Бывает, что за учебный час ребята прослушают двух-трех композиторов. В этом отношении показателен урок «Старинная музыка». Помимо Баха, в нем «приняли участие» Гендель, Вивальди, Да Морано. Выяснилось, что мелодию «канцоны» последнего использовал для своей песни «Город золотой» Б.Гребенщиков. Она вернулась к нам через 500 лет. Любовь, радость, грусть, природа, звезды — вот что услышали ребята, по их словам, в старинных мелодиях. «Раз музыка об этом — значит она нужна», — подытожила Наталья Леонидовна. В заключение спели хором песню Барковского и Никитина «Под музыку Вивальди». Очень содержательным был и урок «Произведения Пушкина в творчестве Чайковского». Союз двух русских гениев дал миру такие шедевры, как оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», романс «Я помню чудное мгновенье...» Как видим, Н.Кутузова не ограничиваясь миром музыки, стремится заинтересовать юных слушателей и другими видами искусства, умело показывает их взаимопроникновение. На одном из занятий на доске появилась репродукция знаменитой картины И. Левитана «Вечерний звон», а из проигрывателя полилась песня на слова И Козлова того же названия. Когда музыка смолкла, Наталья Леонидовна прочитала притихшим ученикам прекрасные стихи Николая Рыленкова: Все в тающей дымке: Холмы, перелески, Здесь краски неярки, Здесь звуки нерезки... Думаю, в классе не осталось никого, кто бы не почувствовал себя причастным к этим холмам и перелескам, к этой тихой речке, к этому умиротворяющему звону о нашей милой России... В плане к уроку у Н.Кутузовой есть схема: круг с надписью «жизнь» (источник всего) и лучи от него — литература, живопись, музыка. Кто знает жизнь, тот ищет в искусстве ее отображение и осмысление. Кто любит искусство (музыку, в частности), тот глубже понимает жизнь, ее красоту. Это Наталья Леонидовна и пытается донести до своих учеников. Она специализировалась в институте по классической музыке, но, работая с детьми, далеко вышла за эти рамки. Её, как и ребят, интересуют и джаз, и эстрада, и народная музыка. В школе созданы два ансамбля: «Ручеек» (1-3 классы) и «Слобода» — из старшеклассников. Между ними существует преемственность. Для них, кроме школьной, всегда открыта клубная сцена. В преддверии 60-летия Великой Победы основу репертуара, естественно, составляют патриотические песни. Впрочем, школа уже несколько лет работает по теме «Обучение и воспитание на традициях народной культуры», что предусматривает широкое знакомство учащихся с народными праздниками (Троица, Святки, Покров...), обычаями, песнями, пробуждая национальную гордость и патриотические чувства. «Уважаю Веру Даниловну Кретинину как математика, а Наталью Леонидовну — за песни. Сама поет, и мы с ней тоже», — разоткровенничался как-то Михаил Иванович Сорокин, бывший работник школы, сельский ветеран. К его мнению могут присоединиться многие жители Ново-Никольского. Они видят преподавателя музыки не только с детьми на школьных мероприятиях, но и в клубе с участницами фольклорного ансамбля «Пересек» в ярких национальных одеждах. Наталья Леонидовна уже несколько лет руководит этим известным в районе и области коллективом. В зале яблоку негде упасть, когда он выступает. Многоголосье, чистота звука, задушевность — все это достигается в процессе долгих и частых репетиций. «Я не сразу согласилась принять ансамбль. — признается Н. Кутузова. — Своей работы хватало. Но жалко было женщин, когда они остались без руководителя. И вот пою вместе с ними...» О «Пересеке» уже писали. Добавим только, что с «женщиной, которая поет», коллективу повезло. Она обеспечивает хороший репертуар и вокальное мастерство и, что очень важно, приток свежих кадров, «Ручеек» и «Слобода» — их кузница. Ученица Даша Куркина уже прошла «смотрины» у старших коллег. Наталья Леонидовна с детства влюблена в музыку, в институте мечтала, что ее уроки будут так же ценить, как уроки математики и русского языка. Никогда не зацикливалась на зарплате: главное — интересная работа. Решительная, трудолюбивая, упорная, она не только сама увлечена любимым делом, но и умеет увлечь им других. «Душа ребенка — это душа чуткого музыканта. В ней туго натянутые струны. И если мы сумеем прикоснуться к ним, зазвучит чарующая музыка». Эти слова выдающегося педагога В. Сухомлинского большими буквами выписаны в музыкальном классе. Мне кажется, что Наталья Леонидовна Кутузова взяла их на вооружение.
Л. НЕВЕРОВ. (Наш корр.) |