Н. РЯЗАНОВА: — У нас в городе могут быстро привести в порядок любое административное здание. Что же сказать о судьбе музея? Время идет и число единиц хранения по книгам поступления в основной и вспомогательный фонды увеличивается. Сейчас подошли к цифре 4537, но для единовременного показа способны выставить лишь 500 экспонатов. И это потому, что экспозиционная площадь всего 331,3 квадратных метра, из которых под временные выставки отвели 18, а для хранения фондов — 53,7. Если бы мы имели полезной площади в три раза больше, тогда бы не задумывались над развертыванием новых отделов. Разве мы не обижаем, например, наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны? Многие семьи принесли бы дорогие не только для них реликвии. То же самое могли бы сделать для воинов-интернационалистов, а также семей, поднятых руками матерей-героинь. Ни с чем не сравнима коллекция обуви, которая веками шилась руками кустарей-башмачников. Но мы способны выставить лишь десятую часть того, что могли бы увидеть посетители. А разве нет лиц, заинтересованных в том, чтобы у нас была постоянная выставка, касающаяся развития сельскохозяйственного производства, начиная от сохи и кончая макетами современной сельхозтехники? Мы не в состоянии хранить по-настоящему все, чем располагаем. Нижний этаж холодный, температура выше 10 градусов не поднимается, от этого ткани старинных костюмов пропитываются влагой — сырость идет из подвала. Принято, чтобы каждый музей имел под фонды xpaнения до одной трети своей площади, отдельно сберегал при должной температуре и влажности воздуха экспонаты из дерева, ткани, а также книги, письменные источники. Нужна реконструкция, причем такая, чтобы все было продумано до мелочей, касаясь залов экспозиции, выставочного и лекционного залов, запасников, рабочих кабинетов, кассы, раздевалки. Администрации музея трудно рассчитывать на помощь главного управления культуры Мособлисполкома. Да и что там знают о наших бедах? Они должны быть ближе и понятнее местному руководству. Реконструкция музея была бы замечательным подарком к его 70-летию, которое мы отметим в 1990 году. А. ЦВЕТКОВ: — Что зависит от районного отдела культуры и чем он может помочь? Важно подключиться к составлению проектно-сметной документации. Недавно шел разговор с ведущим инженером ЦНИИ проектирования жилища Е. Цукерманом. Организация, в которой он работает, имеет прямые связи с «Росархпроектом». Сроки подготовки документации могут растянуться на год, и надо хлопотать, чтобы их сократили. Открытым остается вопрос финансирования. Здесь надо действовать через главное управление культуры Мособлисполкома. Надо определиться и с подрядчиком. Пока ни финансировать, ни перестраивать музей некому. Лучше бы всем заинтересованным организациям подключиться, так сказать, методом народной стройки. На мой взгляд, должна действовать инициативная группа во главе отдела культуры и краеведческого музея. Желательно, чтобы не оставался в стороне и райком комсомола. Ю. ФИЛИН: — Управление по делам строительства и архитектуры считает интересным предложение по созданию комплекса краеведческого музея. Разумеется, его надо обсудить. Не исключено, что в противоположной фасаду здания части придется строить дополнительные экспозиционные залы и фондовые хранилища. Нужно обратить внимание и на то, чтобы у музея была обособленная территория, ведь ссылается же директор музея на один из пунктов типового положения Министерства культуры СССР о музеях, запрещающий возводить посторонние объекты в радиусе 100 метров. Вопрос же внешнего благоустройства сотрудники музея способны решить сами. Разумеется, не без помощи исполкома городского Совета. Довольно болезненный вопрос финансирования. Чем располагает районный отдел культуры? Ежегодно ему отводят 100 тысяч рублей на ремонт подведомственных объектов. Можно из этой суммы ежегодно выделять 30 тысяч рублей. Но разве это выход, если по простой прикидке на реконструкцию требуется порядка 250 тысяч рублей? Выходит, она затянется на десятилетие. А «долгострой» — дело расточительное. Можем ли мы рассчитывать на услуги треста «Мособлреставрация». Вряд ли. Он и так перегружен на реставрации уникальных памятников архитектуры области. Да и нужно ли ждать помощи, которая обходится втридорога? В этом мы убедились на примере реставрации церкви под музей в селе Спас-Угол. Думаю, при первой же возможности нужные работы по созданию комплекса будут проводиться. М. БОБР: — Меня удивляет одно обстоятельство — почему раньше ни директор, ни сотрудники краеведческого музея ничего не давали знать о нетерпимой ситуации, в которую попал музей? Сколько упущено времени, а вместе с ним и возможностей. Да разве мало сейчас у райисполкома забот со строительством в городе и на селе? Многие объекты, возведенные до революции, нуждаются и в ремонте, и в реконструкции. Сейчас практически невозможно перекраивать районный бюджет и что-то мгновенно планировать для музея. А предлагаемый вариант реконструкции заманчив. Это должен быть комплекс усадебного типа. Можно пристроить недостающую правую часть главного корпуса после сноса двухэтажного барака и все здание музея соединить боксом, в котором разместились бы небольшое фойе, раздевалка, касса, кабинеты для научных сотрудников, со зданием (кстати, тоже старинным) бывшей «красной столовой», превратив последнее в отличный выставочный зал. Смущает одно обстоятельство: общепит нашел средства для капитального ремонта «красной столовой», чтобы открыть в ней чуть ли не ресторан. Но соседство такого заведения с музеем ни к чему. Сумеем ли мы остановить намеченные общепитом работы? В Кимрах, например, райисполком имел дело с десятками различных организаций, а интересы и нужды музея отстоял. Значит, и у нас они должны волновать каждого, кто заинтересован в том, чтобы краеведческий музей стал подлинным культурным центром и города, и района. Проблема реконструкции Талдомского краеведческого музея выросла до такого масштаба, что нуждается в нестандартном решении. Более полувека на него не обращали внимания. В последние десятилетия возводили первоочередные для районного центра объекты, поднимали микрорайон «Юбилейный», проводили дороги, природный газ, благоустраивали улицы, делали многое для того, чтобы Талдом имел современный облик, удобный во всех отношениях для его жителей. Еще не принято соответствующее решение Талдомским райисполкомом, пока нет должного согласования с главным управлением культуры Мособлисполкома, в ведении которого находится музей. Решение возникшей проблемы зависит oт трех позиций, связанных с составлением проектно-сметной документации, изысканием средств на реконструкцию и подбором строительной организации. Думается о другом. О паевых началах, на которые могли бы решиться промышленные предприятия и совхозы района. Кто-то скажет, что это невозможно в условиях перестройки, когда все переходят на полный хозрасчет и самофинансирование. Но надо помнить и о том, что вопросы экономические неразрывно связаны с вопросами идеологии и культуры. В местных условиях краеведческий музей может стать одним из составных звеньев, через которое подрастающее поколение будет получать должное воспитание в духе революционных, боевых и трудовых традиций. Отчисления от хозрасчетных предприятий — это мизерные доли процента, но впоследствии, как говорят экономисты, они могут обернуться большой выгодой. Не хочется думать, что проблема реконструкции музея упирается в непреодолимый тупик. А. ГОРДЕЕВ, член Союза журналистов СССР. "Заря" 1988 г. |