Революция началась для меня с раннего детства. В доме моего отца (он тоже был учителем) в 1905—1907 годах часто собирались незнакомые люди, они пели замечательную песню: «Вставай, поднимайся, рабочий народ». Я тоже как-то запела ее, не понимая, конечно, смысла, но взрослые запретили произносить мне эти слова. Теперь я понимаю, что это была своего рода конспирация. Слова революционной песни обрели для меня свой истинный смысл в феврале 1917-го. Мы, ученицы гимназии города Александрова Владимирской губернии, вышли тогда на улицы, присоединившись к демонстрациям «поднявшегося рабочего народа», несли красные флаги, пели революционные песни. Потом, до Октября, было время каких-то великих ожиданий. Нашу, социалистическую, революцию мы встретили ликованием. Настало время больших надежд и дерзаний. Вопрос о профессии для меня никогда не стоял. Я сразу решила стать учителем. Учителями были мой отец, дядя, тетя, в последующем стали учителями и мои сестры... Окончив школу второй ступени и краткосрочные учительские курсы, в 1919 году я стала учительницей в Припущаевской школе (тогда эта местность относилась к Александровскому уезду). Было, конечно, трудно. Ведь и тогда шла перестройка старой школы в советскую. Старалась дать детям максимум знаний, самостоятельности. В 1920—1924 годах я работала в Куниловской школе. Там нас было уже двое — я и добрейшая С. Грандицкая. Мы были единственными образованными людьми на округу. Проводили сходы, политинформации. Особая страница — ликбез. Трудно давалась грамота взрослым. А мы старались, горели желанием обучить всех. Помню, как тепло приняли премьеру нашего самодеятельного кружка — спекталь по пьесе А. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше». В 1934 году меня направили на курсы при Московской совпартшколе. Там дали хорошую методическую подготовку, «подковали» политически. На курсах познакомилась с учителем Красногорского района, который стал моим мужем. 17 лет после замужества работала в Красногорском районе, в Ильинско-Усовской школе близ Архангельского. Была учителем, завучем. Окончила заочно педтехникум, потом областной пединститут. В 41-м мужа призвали на фронт, а я с тремя маленькими дочками была вынуждена эвакуироваться. В декабре приехала в Талдом. Летом 1942-го меня назначили завучем семилетней школы. Вскоре я стала ее директором. Десять лет проработала я в этой школе. А в 1952 году меня снова направили на трудный участок — директором Талдомской средней школы. Моими добрыми помощниками стали учителя Константин Васильевич Баринов, Николай Андрианович Бубнов, Константин Федорович Большаков и другие. Много помогли и ребята. В 1957 году вышла на пенсию. Но просто так сидеть не смогла. Занималась общественной работой. Была членом районной комиссии по делам несовершеннолетних, внештатным инструктором РК КПСС, председателем совета пенсионеров-учителей. Теперь вот занимаюсь с правнуками... Люблю я свое учительское дело и считаю, что жизнь прожила не зря. М. АНТРОПОВА, заслуженный учитель школы РСФСР. |