Разве только нелюбопытного человека не привлечет стройностью, былой величавостью церковь, что находится, например, в селе Квашонки. С помощью краеведа из Твери Владимира Дмитриевича Чернышева мы оживим, хотя и в самом общем виде, ее историю. Редакция с помощью Талдомского историко-литературного музея открывает рубрику «Из истории церквей» и рассчитывает на активное участие в ней наших читателей. Ведь народ — главный хранитель истории. Приходите в музей, в редакцию, рассказывайте, что помните. Вам будут очень рады. Из архивных и печатных материалов Тверского областного архива следует, что в селе «Спасское (иногда — Спac) Квашонки тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари». Таким образом, пока дату первоначального возникновения храма в этом селе установить не удалось. Но точно можно предполагать, что церковь в этом селе существовала уже во второй половине XVII века, если не ранее. В одном из документов Тверской духовной консистории нам удалось найти из сведений за 1736 год, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. и в 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана-поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. Службу в ней вел священник Иван Никитин с причтом, затем его сменил Епифан Иванов. Священнослужители церкви имели 75 десятин пашенной и сенокосной земли. Церковный приход составляли 84 двора, в которых жили 358 душ мужского пола, да еще к приходу относились 89 дворов казенных (государственных) крестьян, в которых было около 180 душ. Из других сведений известно, что в 1824 году священником этой церкви был Иван Васильев, а в 1837 году — Василий Иванов Крестников. В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине — Преображения Господня, а в теплой - два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка. (От себя добавлю, что всего вероятней, эта построенная в 1836 году каменная церковь и сохранилась до настоящего времени). Священником в церкви с 1883 года был Николай Николаевич Белюстин, 42-х лет, являвшийся одновременно законоучителем вземском училище села. (Замечу, что фамилия Белюстины фигурирует в истории Калязинского уезда). Вприход церкви в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Соцкое), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов. Чертежи этого церковного здания пока не найдены, возможно, что они и не сохранились. Источники приведенных выше сведений: Государственный архив Тверской области (ГATО), фонд 160 (Тверская духовная консистория) опись 8, дело № 2580, листы 1-8 и дело № 2608, листы 2-11. В. ЧЕРНЫШОВ, кандидат исторических наук. г.Тверь. |