Краеведение в Ленинском уезде
Идея краеведения в Ленинском уезде возникла в низовых учительских ячейках в 1918 году после посещения г.Дмитрова местными учителями, о том числе Евгенией Викентьевной Сосенковой. В Дмитрове к этому времени уже был организован районный краеведческий музей, научные сотрудники которого руководили подготовкой краеведческого материала в школах уезда. Учительство было организовано в производственный кружок «Активного метода» и вела большую краеведческую работу в школах. Этот опыт был перенят, и по возвращении домой местные учителя объединились в кружок «Активного метода». После демонстрации на опытной выставке школьных работ, характеризующих природу и промыслы местного края, Евгения Викентьевна в августе 1918 года собирает общественность в Министерской школе, где она преподавала, и делает доклад о необходимости открытия краеведческого музея. Собрание приняло решение ходатайствовать перед Совдепом о предоставлении помещения. Было разрешено на первых порах занять свободную учительскую квартиру на школьной усадьбе. На курсы в Тверь командировали молодую учительницу — краеведа Наталью Сергеевну Садовникову, которая, вернувшись с курсов, начала пополнять музей новыми экспонатами: чучелами птиц и животных, в этом ой помогали охотники. К осени 1919 года на конференции городской кружок «Активного метода» объединился с учительством волости, где был разработан ряд методических вопросов преподавания по исследовательскому активному методу. Все начинания кружка пользовались поддержкой местной власти. Школы города объединились и в своей внешкольной работе. Была организована экскурсия в Вербилки на фарфоровый завод. Оттуда были привезены новые экспонаты, ученики сделали описание технологического процесса производства фарфора — это было новое пополнение молодого музея. Молодежь Талдома, организованная в просветительский кружок при вечерней школе и драматический из интеллигенции, объединилась для постановки планового спектакля «На дне» А.М.Горького. Сбор от него поступил на организацию краеведческого музея. Идея создания местного музея встретило поддержку во всех кругах общества, и 1 мая 1920 года, после праздничной демонстрации, в ясное солнечное утро произошло торжественное открытие музея. Новый народный музей стал очень популярным: кроме местных посетителей и школьных экскурсий приезжают для обмена опытом дмитровские учителя. Музей сначала обслуживался правлением союза на общественных началах, а вскоре получил и его заведующего по совместительству с зав. учебной частью РОНО Наталью Сергеевну Садовникову. На момент открытия в музее имелась 21 коллекция, из них 16 коллекций по местной природе и 5 по промыслам. Все коллекции, за исключением чучел птиц и животных, были сделаны школьниками III и V групп 1 ступени под руководством Евгении Викентьевны Сосенковой и школьной работницы К.И.Колтыпиной. Обслуживание музея ведет Правление союза работников просвещения (председатель Сосенкова Е.В, секретарь Садовникова Н.С, казначей Киселева Е.К.). Для населения музей открывается 1 раз в неделю — в воскресенье, а для экскурсий — по соглашению. С 1921 по 1925 годы — это трудные годы для музея; когда большинство ценностей музея было расхищено, музей теряет свой статус. Но музей не погибает. В июле 1926 года на тяжелое положение музея обращает внимание Уисполком. Начинается его реорганизация. Директором музея становится Е.В. Сосенкова. Возобновляется связь с музеем Дмитровского района. Началось изучение уезда в культурно-историческом отношении, в котором деятельное участие принял краевед С.В.Лысов. Лысов также начал делать и этнографические сборы на севере уезда в Зайцевской и Нагорской волостях, в результате чего был выявлен интересный этнографический район «Чириковщина», населенный крестьянами. Летом 1927 года музеем, которым руководила Е.В. Сосенкова, совместно с членами Временного бюро краеведения С.Е. Лысовым, К.Ф.Большаковым при участии представителей общества изучения Московской губернии М.Я. Феноменовым была проведена этнографическая экспедиция в «Чириковщину» по изучению материальной культуры района (постройки, одежда, средства передвижения и сельскохозяйственная техника). Сделано много зарисовок, фотографий и приобретены экспонаты домашнего быта. Зарисовки делал Константин Большаков. «Дядя Костя» — так его называли в среде краеведов. Чудесные орнаменты на тканях, полотенцах, женских сорочках, старинных головных уборах-сороках он зарисовал в свои альбомы для музея. Участники экспедиции были удивлены видом самодельной тележки для малого ребенка, завешенного ватным одеялом от мух. Плетеная из драни, глубокая, продольная корзинка с верхом над головой ребенка, на двух колесах с длинными, тоненькими оглобельками. «Такую бы в музее показать, чтобы в будущем дивиться убожеству и бедности крестьянской жизни, но ни одна мать в то время не отдала бы в музей ни за какие блага. Но «Дядя Костя» сумел воспроизвести на бумаге и тем увековечил ее для потомства», — пишет в своих воспоминаниях Е.В. Сосенкова. Слова эти оказались пророческими, сегодня мы можем показать рисунки Константина Большакова в нашем музее, уже в XXI веке.
Н. ШИШКИНА. зам. директора музея по культурно-образовательной работе |
Категория: История района | Добавил: alaz (25.01.2013)
|
Просмотров: 1004
| Рейтинг: 0.0/0 |
|