Классный руководитель как архитектор детского коллектива.
В последнее время в педагогической среде все больше людей склоняются к мысли, что вопросы воспитания в школе важнее, чем проблемы образования. Далеко не каждый ученик может стать в жизни ученым, специалистом высокого класса, выдающейся творческой личностью. Но школа должна добиваться, чтобы из ее стен выходили воспитанные, развитые, добрые и готовые помогать друг другу люди. Вот на это и направлены усилия педагогов, классных руководителей. Труд их очень не прост и не лёгок. Каждый ученик в классе по-своему видит мир, у каждого свое отношение к жизни. Как объединить их, как сделать теплыми стены школьного дома для каждого ребенка, чтобы ему было комфортно в кругу друзей? Об этом говорила на первом этапе конкурса «Самым классный классный», который проводит методкабинет комитета по образованию администрации района, методист Ирина Викторовна Шишунова. Участвуют в конкурсе тринадцать классных руководителей, которых выдвинули школьные коллективы. Цель конкурса - выявить интересные инновационные подходы к работе классного руководителя, раскрыть опыт лучших педагогов. В финале будут участвовать пять учителей, добившихся лучших результатов в воспитании школьников. В ходе конкурса его участники проводят классные часы, родительские собрания. На втором этапе все собрались в зале заседаний администрации района и выступили перед коллегами, поделились размышлениями о своей работе. Учительница русского языка и литературы Елена Владимировна Румянцева изложила свои мысли в стихах. Перед присутствующими прошли на экране десятки страниц из жизни школьных коллективов, их участия в классных мероприятиях, школьных праздниках, походах, экскурсиях по историческим местам нашей Родины. В выступлениях было много интересных мыслей по поводу подхода к воспитанию, индивидуальному развитию каждого ребенка. Классный руководитель Талдомской средней школы №l Елена Викторовна Малышева рассказала, как ей удалось объединить учеников шестого класса, вовлечь их в организацию внеклассных мероприятий. Постепенно дети стали активно участвовать в самоуправлении класса, в спортивных мероприятиях, стали выпускать интересные стенгазеты, даже готовить сценарии интересных вечеров и праздников, а обсуждать их приходили домой к своему классному руководителю. Более 23 лет проработала учительницей математики педагог Новоникольской школы Вера Даниловна Кретинина. В ее классах были медалисты, ученики получили множество сертификатов за участие в олимпиадах. Такие результаты возможны, когда педагог умеет «к наукам развивать стремленье». Все дети тянулись к своей наставнице, потому что им с ней было интересно. Еще бы! Она организует походы в лес, на речку, ходит с воспитанниками на лыжах. У нее в классе все занимаются спортом, кроме того, четверо мальчиков участвуют в хоре, пятеро учатся на кур сах. Во всех классных мероприятиях ей помогают родители учеников. Много внимания воспитательной работе уделяет и учительница Ермолинской средней школы Инна Александровна Танасиенко. Ее воспитанники активно участвуют в клубе весёлых и находчивых, ходят в походы вместе с родителями на реки Нерль и Дубна. Один из ее учеников стал победителем в конкурсе «Юный глава района». И всем классом, прочитав книгу Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» и статью в нашей газете, они отправились в лес за деревню Ширятино, чтобы найти следы стекольного завода, о котором узнали также и от краеведов, подаривших им карту, нарисованную в 1850 году. После упорных поисков ребята нашли часть разрушенного фундамента огромного строения и разбитые горловины старых бутылок и ручки от стеклянной посуды. Этот факт не мог не пробудить у детей интереса к истории своего края, родины великого сатирика. Единственный среди конкурсантов мужчина, Роман Иванович Куликов, в своем выступлении рассказал о том, как он осуществляет планы индивидуального развития каждого ученика, помогая им составить образовательный план с дополнительными занятиями, сохранить здоровье, используя физкультминутки и динамические перемены, рекомендуя режим дня с обязательным пребыванием на воздухе. Об использовании игровых моментов в воспитании и обучении детей, говорили учителя начальных классов Нина Николаевна Мартынова из Запрудненской средней школы №2, Дина Юрьевна Солодовникова из Кошелевской школы, Галина Ивановна Полякова (СОШ Всрбилки). Педагог Ольга Викторовна Долгова из лицея привела слова В.Сухомлинского: «Дети должны жить в обстановке красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», поэтому у нее ни одно классное мероприятие не обходится без музыки, танцев, выставки творческих работ. Трудные дети с разницей в возрасте в четыре года собрались в 9 «а» классе Запрудненской средней школы №l. Педагог Наталья Борисовна Зорина сказала: «Я стараюсь разглядеть за обычной маской детской самозащиты, разболтанности и невоспитанности то, что внушает симпатию, а это не всегда просто». Когда-то Макаренко сказал: «Ребенок - рентгеновский снимок семьи», а я думаю, что еще и современного общества. Ничего не зная об их семьях, я видела, что одни дети постоянно хотели быть в центре моего внимания, вероятно, не получая его дома в достаточном количестве. Другие пытались мне что-то рассказать, значит, дома с ними не разговаривают на школьные темы, а третьи - всегда возле меня, значит, в семье недостаточно ласки и доброго отношения. Такие одинокие дети тянутся к взрослому, потому что надеются, что он даст им то, чего они лишены и в чем так нуждаются. Одновременно они боятся сближения, потому что их душа, как обнаженная рана, и любое прикосновение вызывает боль. В общем, мои отношения с детьми, как ходьба по проволоке высоко от земли и без страховки». Двадцать лет классным руководителем была Надежда Алексaндpoвнa Белова, учительница Квашенковской средней школы. Вот что oна рассказала о себе: « Всего у меня было пять выпусков. С двумя из них я была вместе с пятого по десятый класс. Именно с ними я прошла все этапы формирования коллектива, в котором каждый - личность. Процесс становления классного коллектива - трудный и длительный, требующий от вас не только знаний, терпения, коммуникабельности, но и выдумки. В прошлом учебном году мне пришлось взять двойное классное руководство. Так случилось, что десятиклассники остались без «классной мамы». Коллектив был очень сложный. У моих выпускников, с которыми я работала с пятого класса, не было проблем ни с воспитанием, ни с учебой. Цель, которую я поставила перед собой - формирование зрелой целостной личности, адаптированной к жизни в социуме, была почти достигнута. А теперь - все заново. Успеваемость в этом классе «хромала на обе ноги», дисциплина оставляла желать лучшего. Один мальчик стоял на учете в милиции. Времени для изменения ситуации оставалось очень мало. Но мои добрые отзывчивые одиннадцатиклассники мне помогли. Совместные классные часы, на которых мы беседовали, играли, выступали, спорили, встречались с интересными людьми, готовились к школьным и районным мероприятиям, сделали своё дело. Потом мы готовились к участию в КВН, к осеннему и новогоднему балам, к проведению конкурса инсценированной песни. Во время подготовки к этим мероприятиям ребята проявляли творческую индивидуальность и невероятную ответственность, учили друг друга. А сколько радости и ликования было в случае победы!» Немало интересных моментов, связанных с творческими поисками эффективных средств воспитания, было и в выступлениях других классных руководителей, участников конкурса. Главной мыслью каждого эссе была оценка труда учителя, которую дал публицист Юрий Рюриков: «Воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это - творение живых характеров, созидание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна глубокая интуиция и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы oтноситься как к самой важной из всех земных профессий». Конкурс показал, что талантливые, заинтересованные в развитии детей классные руководители продолжают работать с детьми и в свободное время без дополнительной оплаты труда. И их дети обожают, к ним возвращаются через годы разлуки со школой. Именно они - пример для школьников, это люди, воспитывающие в них самые лучшие человеческие качества. В одном номере газеты мы не смогли представить каждого из участников конкурса, но постараемся сделать это в последующих номерах.
Лидия СОБОЛЕВА |
Категория: Школы | Добавил: alaz (21.06.2014)
|
Просмотров: 958
| Рейтинг: 0.0/0 |
|