Пятница, 29.03.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [149]
История района [198]
Война [141]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [53]
Официальные документы [22]
Промышленность [34]
Сельское хозяйство [71]
Другие предприятия [78]
Муниципальное управление [47]
Культура и спорт [98]
Охрана порядка [18]
Природа [28]
Образование [91]
Здравоохранение и социальная защита [39]
Персоналии [756]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [53]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История района

Храм Богоявления с. Глебово
Талдомский район — место довольно привлекательное с точки зрения различных видов туризма, в том числе и туризма паломнического.
Один из духовных центров района — Богоявленский храм села Глебово, имеющий интересную историю. Этот храм никогда не закрывался, даже при Хрущёве, когда был наложен запрет на работу тысяч церквей...
Сейчас администрация района, Талдомский историко-литературный музей, при поддержке настоятеля Богоявленского храма о. Дионисия, готовятся включить этот духовный памятник в туристический маршрут нашего района. Помимо интересной экскурсии, приехавших в Глебово путешественников, будет ждать и чаепитие. По словам настоятеля храма, отца Дионисия, здесь действительно есть, что показать, ведь история храма насчитывает несколько веков...

В Кашинской переписной книге за 1678 год указано «за окольничим Петром Ивановичем Матюшкиным село Глебово». Упоминание Глебово как села говорит о том, что здесь уже был храм. В клировой ведомости 1796 года в селе Глебово отмечается церковь Богоявления, деревянная, построенная в 1703 году, видимо вместо сгоревшего старого храма.
Первые сведения о причте и прихожанах церкви относятся к 30-годам XVIII века. Из дела Тверской консистории следует, что 22 августа 1737 года прихожане Глебовской Богоявленской церкви били челом императрице Анне Иоанновне. В челобитной говорилось, что в их селе священник церкви Иван Васильев умер 7 марта 1737 года, а священника всё это время нет «и церковь Божия стоит без пения и в приходских мирских требах немалые нужды» и предлагали сделать священником дьячка этой церкви Якова Андреева. В прошении отмечалось, что приход церкви состоял из двух дворов помещичьих и 50 дворов крестьянских.
Из описи церкви за 1755 год видно, что священником в ней значится Иван Яковлев. Дьячком в церкви продолжал служить Яков Андреев, а пономарём Степан Яковлев. Священник Иван Яковлев скончался в июле 1756 года. При церкви прихожан было 52 двора.
В этом же деле имеется прошение епископу тверскому Вениамину от прихожан - помещиков этой церкви, сообщавших, что после умершего священника осталась семья в 14 человек детей и внучат, а потому они просили о производстве в священники сына умершего Ивана Яковлева Петра Иванова, которому исполнилось 27 лет. Действительно, 24 апреля 1757 года указанный Пётр Иванов получил ставленную грамоту на священническое место в этой церкви.
Однако через некоторое время в Тверскую консисторию стали поступать жалобы на пьянство и недостойное поведение священника. Консистория решила, чтобы Иванов «впредь таковых же народу соблазнов не чинил», отобрать у него ставленную грамоту и послать в монастырь в тяжкую работу на год», а затем на год определить к какой-либо церкви дьячком. «И ежели он, Пётр, будучи в монастыре и при церкви дьячком, окажет житие честное и священному чину незазорное», то разрешить ему священнослужение и определить к другой церкви. Священник был послан на исправление в Дмитровский монастырь города Кашина, а в 1767 года был на полгода направлен на служение священником в церковь села Квашонки.
В том же 1767 году сельские старосты помещиков в прошении епископу писали о том, что так как священник Пётр Иванов, 35 лет возрасту, по указу Синода отрешён от церкви, то они просили поставить на его место дьякона из церкви села Белгородка Арсения Иванова - «человека доброго». В это время приход церкви села Глебово составлял 65 дворов.
Из документов начала XVIII видно, что Арсений Иванов («не бывший в школах») был поставлен священником этой церкви и оставался им до своей смерти в возрасте 72-х лет 10 августа 1805 года, т.е. являлся священником на протяжении 37 лет (!) в этом селе. В деле сохранилась подлинная «ставленная грамота», данная ему 1 февраля 1767 года из консистории.
В октябре 1805 года в консисторию поступило прошение прихожан церкви села Глебово, которые на место умершего священника хотели дьякона церкви села Яринского Калязинского уезда Петра Фотиева, получившего «одобрение» прихожан церкви. В нём указывалось, что в 1804 году при церкви было 79 приходских дворов, в которых жили 333 душ мужского пола. Однако Пётр Фотиев не был утверждён епископом священником церкви - «за родство с пономарём этой церкви Парфением Васильевым».
В марте 1806 года прихожане церкви села Глебово вновь направили прошение, в котором просили произвести в священники уже диакона церкви села Каюрово Корчевского уезда Василия Семёнова. Новый кандидат в священники родом был из села Талдома - сын местного пономаря Семёна Иванова, который в это время уже служил таковым в погосте Троицком, что в Березниках. Новому кандидату было 28 лет, с 13 до 25 лет он учился (с 1791 по 1803 гг.) в Тверской семинарии. В дьячки он был произведен в июне 1805 года. Прошение было удовлетворено.
За время служения священником Василия Симеонова (Семёнова) сохранилось два описания церкви села Глебово за 1820 и 1830 годы. Отмечалось, что церковь
Богоявления Господня и её колокольня оставались деревянными, приделов в ней не появилось.
26 июля 1835 года архиепископу Григорию подаёт прошение окончивший богословский курс тверской семинарии Илья Андреев Новосёлов, в котором он писал, что узнал от прихожан села Глебово Калязинского уезда, что по нежеланию ими священником в своей церкви Василия Семёнова, место священника будет праздно, которое он бы и хотел занять. В это время дьячком церкви был Пётр Леонтьев, пономарём Семён Васильев. Место священника было праздно, так как бывший Василий Семёнов «за разныя его притязательности прихожанам» был отрешён епархиальным начальством вовсе от глебовского прихода «и унижен на год в причетническую должность». Новоселову же в это время было 24 года и он лишь вышел из семинарии.
26 июля архиепископ Григорий даёт Новосёлову «Вид» на надлежащее производство его на просимое место с дозволением ему вступить в брак «с беспрепятственным женским лицом духовного звания». К 22 сентября 1835 года Илья Новосёлов был венчан с девицей Натальей, дочерью диакона, и начал служение в Глебовском храме.
В 1848 году прихожане Глебовской церкви выступили с просьбой о разрешении им начать сбор средств и строительство вместо старой деревянной церкви новой кирпичной.
В августе 1851 года священником в церкви села Глебово был определен Иоанн Косьмин (Иван Кузьмин) Казанский, уже в сентябре этого же года подавший в консисторию прошение о сдаче им только что полученного места по старости (ему было 52 года). Священник просил разрешения сдать ему своё место в Глебовской церкви кому-либо из студентов, который взял бы в замужество его дочь.
Консистория разрешила Казанскому сдать место в церкви села Глебово студенту, который возьмёт его дочь в жёны. В октябре этого же года священник сообщал, что он уволен от места этого, а на это место желает поступить кончивший семинарию студент Илья Белгородский, которого желают и прихожане села Глебово, о чём писал и Белгородский в консисторию. Очень интересно, что в деле о его назначении в Глебовскую церковь имеется «Одобрение» этому новому кандидату в священники помещицы Ольги Михайловны Салтыковой.
11 ноября 1851 года Илья Белгородский был повенчан с дочерью отца Иоанна, а 26 ноября рукоположен во священника, получив назначение в церковь села Глебова. Можно предполагать, что он прослужил в этой церкви лет 13-14.
Примерно в 1865 году священником этой церкви стал Михаил Белгородский, который в 1884 году в своём прошении архиепископу Тверскому упоминает о том, что он прослужил священником этой церкви в течение 18-19. В этом деле также говорится, что новая каменная церковь построена и освящена в 1856 году с каменною же колокольнею. Старая деревянная была разобрана в 1860 году. Причта при церкви полагалось теперь по штату лишь настоятель и псаломщик. Приходских дворов было 205, В которых 695 мужских и 876 женских душ.
Из описи церкви, составленной в том же 1884 году, следует, что фактически строительство трёхпрестольного храма продолжалось с начала 50-х годов по 1876 год. Первым был освящен придел правой стороны церкви, затем в 1856 году - придел левой стороны, и лишь в 1873 году настоящая церковь, а колокольня закончена в 1876 году.
Архивные материалы о данной церкви, её приходе и причте за конец XIX и начало XX вв. не найдены.
В музее, созданном при храме Архангела Михаила города Талдома имеются некоторые древние документы о глебовском храме.
В храме находится местночтимые образы Божией Матери «Скоропослушница», «Отрада и Утешение» и Иверская икона, присланные с Афона в 1888 г, из которых наиболее чтится образ «Скоропослушницы».

Материалы предоставлены настоятелем храма священником Дионисием Маховым.
Категория: История района | Добавил: alaz (08.11.2015)
Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz