Как Глаша помогла Саше стать лауреатом...
Шестнадцатилетняя Саша встретилась с Мариной Ладыниной (по фильму — Глашей Новиковой) на съемках фильма «Свинарка и пастух» зимой 1942 года. — Наши войска отогнали немцев от Москвы, и режиссёру Ивану Пырьеву разрешили продолжить начатые в марте 1941 года съёмки фильма, — рассказывает Александра Нефёдовна. — Фильм, согласно сценарию, обещал быть веселым и жизнеутверждающим, положительные эмоции были так нужны нашему народу, боровшемуся с фашизмом. Свиней в то время во многих подмосковных хозяйствах не было, и выбор режиссёра пал на совхоз «Талдом», куда буквально за месяц до съемок с помощью той же комсомолки Саши Лазиковой успели завезти племенных свиноматок с Кавказа и четырех хряков из Англии (она ездила за ними в совхоз «Красный луч»). ... В Талдомский район семья Сашиных родителей переехала ранней весной 1939 года из-под Тулы, а с третьего мая окончившая семилетку девушка уже работала в новом совхозе «Талдом», только что организованном с помощью рывших канал имени Москвы заключённых. Сначала её подрядили пасти свиней, развозить корма, убирать на фермах, затем она освоила премудрости профессии свинарки. В пять утра 22 июня 1941 года на ферме ее и застало известие о начале Великой Отечественной войны. По сердцу пробежал холодок «Что же теперь со всеми нами будет? Папа никак не излечится от ранения, полученного в Финскую войну, мама тоже здоровьем не блещет». Предчувствия девушку не обманули: вскоре один за другим родители умерли. Животных полностью ликвидировали и на молочных фермах, и на свинофермах. Близ второго участка в Юркине построили аэродром, на котором работали и высвободившиеся труженики совхоза «Талдом». Из Талдома и Юркина по вечерам было видно, как немцы бомбили Москву, полыхали зарева пожарищ. С юркинского аэродрома взлетали наши самолёты, а молодые девушки со слезами на глазах провожали знакомых лётчиков (редко кто из них возвращался обратно). А однажды она увидела, как самолёт упал возле фермы и перевернулся. Лётчик чудом выжил, но когда ему помогли выбраться из искореженной машины, заплакал, повторяя: «Моя машина, моя машина». — Лётчики красиво ухаживали за нами, молодыми девушками, — рассказывает Александра Нефёдовна. — а затем летели на смерть... — Так вот, — продолжила она. — Только я успела привезти племенных свиней из совхоза «Красный луч», как приехал к нам в совхоз Иван Александрович Пырьев и забрал меня со свиньями на «Мосфильм». До мосфильмовского павильона мы добирались в железнодорожном вагоне, а затем на машине. По сценарию свиноматка родила девятнадцать поросят, которых принимала молодая свинарка Глаша Новикова. Все мои консультации по приёму родов Иван Александрович Пырьев внимательно выслушивал и брал на заметку, в том числе и то, что среди живых поросят могут оказаться мёртвенькие, которых нужно оживлять. По ходу съемок сценарий изменяли... Мне наказали до съёмок не подпускать поросят к матери, но я не выдержала их страданий и пустила к свинье. Пырьев крепко отругал меня, съёмки пришлось отложить на другой день... Умелые руки Александры Нефёдовны, производящие манипуляции с новорожденными поросятами, каждый из нас десятки раз видел в наивном, добром, но таком нужном в военное время советском фильме «Свинарка и пастух». Всем тонкостям обращения с поросятами Александра Нефёдовна обучила и Марину Ладынину. — 28 лет не виделись мы с Мариной после съёмок. — продолжила рассказ моя собеседница, — и только в 1970 году, наконец, повстречались на встрече колхозников с актёрами кино. Увидела я не только её, но и А. Ларионову. Н. Рыбникова. Н. Мордюкову, К. Румянцеву, других известных артистов. К тому времени И. Пырьев уже умер. На встрече показывали фильм «Свинарка и пастух». А после его просмотра М. Ладынина и говорит со сцены «Здесь присутствует женщина, которая помогала мне на съёмках фильма почти 30 лет назад...». Позднее я была на встрече горожан с М. Ладыниной в Дмитрове. А в 1976 году мне присвоили звание лауреата Государственной премии СССР, получила я и орден Ленина. Думаю, участие в этом фильме способствовало моему профессиональному росту, да и общение с артистами кое-чему меня научило. После войны меня выбрали бригадиром отделения. Работали на износ и благодаря этому сохранили стадо. Комбикормами в голодные годы кормили не только свиней, но и детей. За это, наверное, могли и наказать, но дети во многом благодаря этому выживали и меньше болели. Ближе к пенсии меня перевели на Центральную ферму, где все было механизировано: работай — не хочу. Нам здорово помогал профессор А. Редькин, другие учёные. Под их руководством мы даже выводили новые породы свиней. В послевоенные годы от 13 свиноматок мы дошли до 140. У нас появились орденоносцы. 50 лет посвятила я свиноводству. Работать помогала любовь к людям и к животным. Один дмитровский журналист хитро так спросил меня: «А кого Вы любили больше?» И газетчики, и тележурналисты — частые гости в моём доме. А в прошлом году мне позвонила писательница из Лондона, которая пишет книгу о советских фильмах: уточняла некоторые детали моей работы в фильме «Свинарка и пастух» и обещала прислать мне книгу. Почти год назад вышел закон о добавке к пенсии лауреатам Госпремии СССР — 1853 рубля ежемесячно. Узнала я об этом поздно — только через 9 месяцев. Почему же молчали работники Пенсионного фонда, ведь все мои документы у них были? Разволновались, когда я наконец подала заявление. Но почти год я не получала (и не получу?) эту немаленькую надбавку. Хотелось бы, чтобы наша пенсионная служба впредь внимательнее относилась не только к заслуженным людям, но и к обычным труженикам и обо всех нововведениях вовремя сообщала в «Заре». Руководители подобных служб должны занимать активную, а не пассивную жизненную позицию. Я в этом глубоко убеждена. Пользуясь случаем, мне хотелось бы поздравить работников газеты «Заря» с юбилеем. «Районку» нашу с удовольствием читаю от корки до корки с военных времён.
О.Виноградова Зав.отделом социальных проблем |
Категория: Воспоминания | Добавил: alaz (24.06.2012)
|
Просмотров: 677
| Рейтинг: 5.0/1 |
|