Стариковская и Раменская волости. Стариковская и Раменская волости очень близкие между собою по сходству и размерам кустарных промыслов и являются родственными во всех областях производства. Раменская волость отличается от Стариковской, а также и от других волостей уезда тем, что кустари, ее населяющие, издавна славятся выработкой обуви очень хорошего качества и большею частью дамской. Волость является источником хороших мастеров, работающих высокие сорта обуви не только в своем уезде, но и в Московских мастерских и артелях. Вот в чем главная ее отличительная черта. Кустари этой волости почти совсем не работают на Кимрский рынок, а в городе Ленинске сбывают свои изделия лишь только за последние шесть—семь лет. Изделия их находили себе сбыт главным образом в Московских магазинах, а так же и в магазинах других городов. Население этой волости имеет тип живого расторопного ремесленника с характером себе на уме, который не прочь и в торговлю пуститься, а не только работать обувь, и что интереснее всего, у большинства из них явилась какая-то самовлюбленность и манеры смотреть на своих собратьев кустарей свысока. Стариковская волость в свою очередь тоже имеет подавляющее количество кустарей, умеющих хорошо работать, но обувь они работают большею частью не такую изящную, как в Раменской волости. Выполнение-же средних сортов обуви производится в большинстве добросовестно. Изделия этого района всегда, как раньше, так и теперь, находят себе сбыт и охотно приобретаются покупателями. Дело в том, что кустари этих волостей исстари имели тяготение к Москве, и на них базар в г. Кимрах не имел того развращающего влияния, какое он имел на другие волости уезда, лежащие ближе к гор. Кимрам, и бумажных подошв здесь ставилось мало. Изделия свои они всегда сбывали тоже в магазинах, но многие делали и по заказу от разных оптовых фирм, а потому плохо делать не любят, и из плохого материала работают очень не охотно. Художества в смысле шитья сапог из бумаги и клеенки проделывают редко. В Кимрском-же районе это встречается довольно часто. Жители деревень, ближе лежащих к гор. Ленинску, до 1914 года одни шили дамскую, детскую, грубую обувь яловочную, другие работали на обувные фирмы в гор. Ленинск детские щегреневые гусарики, гвоздевые и в количестве пар выработки немногим отличались от мастеров шитников гусарочников. Яловочную и щегреневую обувь называли лощеновской обувью, а кустарей этой волости лощеновцами, т.к. сошьют хотя и грубо, но налощат, насветлят обязательно. Объясняется это тем, что многие кустари волости ходили по Москве по квартирам с мешками наполненными с башмаками и их продавали не в лавку, а прямо покупателю на ногу и разумеется, привыкли светлить и лощить, чтоб скорее продать и показать товар лицом. В Раменской волости совсем нет кустарных артелей, а в Стариковской есть, но работают слабо, и население идет работать в кооперацию тогда, когда не берут обувь и в моменты плохого сбыта на рынке. Немалую роль играет тут еще и то, что упорно в артелях избирают в правление кулаков и старых крупных хозяев, которые, разумеется, для народа никогда работать не будут. Нагорская волость. Нагорская волость по территории своей самая маленькая волость в уезде, почти как раз по средине этой волости идет знаменитый Угличский тракт по направлению с юга на северо-запад, который раньше во всем крае имел большую роль, как большая трактовая дорога на Углич и Переяславль. Небольшая часть населения волости тоже занимается башмачным ремеслом, главным образом в деревнях Будимирово, Клетино и село Яринское. Волость, кроме того, раньше славилась своими кузнецами, и село Большой Подол славится и доныне, там вырабатывают косы, косное производство еще и до сих пор существует. Кузнецы-косники работают косы в свободное время в запас и весной перед покосом раз'езжают по базарам и продают свои изделия; крестьяне очень охотно покупают их, и косы эти зовутся литовками, название литовка произошло от слова литые или кованые. Кустари косники организовали свой кооператив в городе Калязине, который назвали „Звено". В волости есть также и валялы, кроме указанных ремесл в волости развит бондарный промысел, бондари ходят по уезду и работают по деревням, хорошие же мастера уходят на заработки в города. В общем все таки население волости большею частью занимается крестьянством, типы местного населения чисто крестьяне, в большинстве население ходит в пожитках своей работы, а также не редко и лаптях. Плохо развитое и неповоротливое. В былое время здесь при большой дороге процветала торговля, и села: Великие Луки, Яринское, Нагорье, Воскресенское и Б. Подол процветали, теперь же промыслы не развиваются, а с проведением железной дороги от Савелова на Кашин, Калязин и далее, большая дорога уже не имеет того значения, какое она имела ранее. Михайловская волость. Михайловская волость славится своим валяльным промыслом в волости, очень незначительное количество башмачников и сапожников, все деревни волости населены валялами которые получили знание этого ремесла еще от дедов и прадедов. Население по виду грубое и невежественное, но, что крайне поразительно, это то, что несмотря на всю свою грубость и невежество, эта волость отличается от других волостей уезда тем, что все население сплошь интересуется политикой. В деревенских чайных и трактирах ни в одной из волостей путешественник так много не услышит всякого рода политических споров, как здесь. Еще за долго до революции здесь население было крайне враждебно настроено к старому царскому режиму, об'ясняется это тем, что население валялы ходили на отхожий промысел и многому могли научиться, с одной стороны, а с другой, большое влияние на развитие политического сознания имели портные из соседней Семеновской волости, которые вели усиленную пропаганду среди населения, как своей волости, так и Михайловской, так как портные еще задолго до революций в подавляющем большинстве были народ значительно развитой в политическом отношении, нежели другие кустари Ленинского уезда. Так в революцию 1905 года, и 1917 и 18 года портные вели самую усиленную агитацию за революцию, почва для агитации была крайне благоприятная. Крестьянские наделы в Михайловской волости небольшие, да и земля малоурожайная, крестьянство всегда, было угнетено нуждой, а валялы кустари были всегда в кабале у кулаков, богатых хозяев. Что население искало всегда каких-либо средств к приобретению подобного добавочного заработка, видно еще и из того, что 60 лет тому назад население этой волости, в значительном числе занималось ткачеством. Население волости, несмотря на постоянное тяжелое экономическое положение и каторжные условия валяльного промысла, все-таки по сравнению с башмачниками по силе и здоровью всегда их превосходит, так как труд валялы все-таки как ни тяжел и грязен сам по себе, но, видимо, не так разрушает его здоровье, как труд башмачника, и еще потому, что валяла во время работы делает множество разных сильных движений, и все части тела участвуют в работе. Башмачник же, несмотря на легкость труда, ведет сидячий образ жизни и от колодки, которой он во время шитья всегда упирает в грудь, часто заболевает разными грудными болезнями. |