Пожалуй, второго такого дружного, сплоченного и легендарного педагогического коллектива, как тот, что работал под руководством Константина Васильевича Баринова, в Талдомской средней школе № 1, в городе никогда не существовало. Мне приходилось разговаривать с выпускниками, окончившими первую школу двадцать-тридцать лет тому назад, и все они без запинки называли имена своих учителей, и давали им, как ни странно, только лестные характеристики. Среди тех, чье имя по сей день тепло вспоминают многие сотни талдомчан,— преподаватель химии Ираида Константиновна Гурова. В 1937 году после окончания школы она поступила в Московский государственный университет. В те годы он был воистину ведущим учебным заведением страны. Среди студентов и преподавателей были живы многовековые традиции «Ломоносовской школы». Студенты жили и учились с неослабевающим интересом, но их надежды и планы перечеркнула война. Университет эвакуировали в далекий Ташкент. В прифронтовой Москве осталась только небольшая группа преподавателей и студентов. «Были в Москве люди,— вспоминает Ираида Константиновна, — которые не верили, что столицу сдадут на поругание врагу, наверное, и я была среди них». В самые тревожные ночи студенты дежурили на крышах зданий университета. Ужас авиационных налетов, «атаки» ветра и холода пришлось пережить исключительно «особам женского пола», почти все юноши-студенты были на фронте. Не прекращалась, пусть и методом самообразования, учеба, которую Ираида Константиновна совмещала с работой в МГПИ им. Ленина. Ее диплом об окончании университета датирован январем 1943 года. Он был получен не в Ташкенте, а в Москве. Затем Гурова работала на центральной контрольной станции лесных семян в подмосковном Пушкино (где впервые побывала, еще учась на четвертом курсе МГУ). Выявляла грибковые заболевания семян, проводила фитопатологический анализ. Отсюда ушла в экспедицию по проектированию государственных лесных полос (в осуществление сталинского плана преобразования природы). Работала в Узбекистане и воочию оценила не только грандиозность, но и опасность «глобальных проектов переустройства природы». В 1953 году Сталин умер, и «смелый» проект обводнения пустыни Каракум остался неосуществленным. Муж Ираиды Константиновны получил приглашение на работу в Талдомский лесхоз, и семья Гуровых оказалась в Талдоме. Ираида Константиновна не задумывалась о сфере приложения сил. Она немало поездила по свету, повидала много интересного и памятного, ей хотелось поделиться своими знаниями с детьми. Так она переступила порог Талдомской средней школы № 1. «В то время здесь трудились прекрасные педагоги, вспоминает Ираида Константиновна. — Софья Ивановна Грандицкая, Сальма Ивановна Валанцева, Анастасия Ивановна Иванова. У них я училась тому, как разговаривать с ребятами, как держать себя на уроках. Одна за другой они заболели, и мне пришлось выпускать их классы...» «Был какой-то общий подъем, когда директором школы стал Константин Васильевич Баринов, — продолжает Гурова свой рассказ. — Он помогал своим характером, душевностью. Интересно проходили педсоветы, уроки, вечера. В школе сформировался настоящий коллектив единомышленников. И сегодня, наверное, многие выпускники помнят имена своих любимых учителей: Серафимы Семеновны Лысенковой, Клавдии Андреевны Чирсковой, Серафимы Петровны Павловой, Алевтины Михайловны Черновой, Марии Васильевны Березкиной, Александры Ивановны Поповой, Михаила Андреевича Шавырина, Николая Андриановича Бубнова, Фиры Адольфовны Берштадт, Натальи Михайловны Королевой, Ольги Соломоновны Гузман...» Ираида Константиновна Гурова преподавала в школе совсем не лиричный предмет — химию и одновременно руководила... школьным хором. Тогдашние выпускники знали, что с их запасом знаний не стыдно подавать документы в самые престижные московские вузы (в институтах столицы аттестаты зрелости, выданные в маленькой подмосковной школе, были знакомы и ценились, высоко). А сама Ираида Константиновна выдает сегодня, «страшный секрет»: «Школу я очень любила, питала, слабость к талантливым детям, хотя не обижала и бесталанных. Не могла поставить двойку мальчишке, который не знал урока, но так замечательно пел в хоре. Верила, он же выучит, ответит: нельзя быть талантом в одном и бесталанностью в прочем. И дети мои меня не подвели!» Я прошу Ираиду Константиновну назвать самых талантливых учеников. Она произносит имена, не задумываясь: Люся и Оля Филипповы, Борис Берштадт, Володя Попов, а потом спохватывается — это же десятки имен, всех и не перечислишь. А любимых учеников отказывается назвать наотрез: «Все они любимые, не может быть иначе. Просто одни «огорчают, другими — горжусь...» Ираида Константиновна смущается: «Да, собственно, что обо мне писать? Работала, как и все. Вот, например, Екатерина Дмитриевна Немешаева, многолетний руководитель школьной библиотеки, представительница известной педагогической династии — это действительно человек, о котором надо рассказывать. Профессионал своего дела, она создала удивительную библиотеку в школе». Знакомый и с Екатериной Дмитриевной, и с ее библиотекой, я согласно киваю, но не могу не заметить, что и моя собеседница оставила в сердцах своих воспитанников только добрые воспоминания. Не случайно, наверное, среди ее выпускниц так много учителей: Лидия Быкова, Валентина Топтагова, Галина Даутова, Наталия Мошкарина... Пригодились уроки химии нынешним и будущим врачам — Ольге Алексеевне Каленовой, Юрию Васильевичу Коновалову, Юрию Ларкину, Рафаэлю Исхакову, Юлии Ибятовой и Юлии Смирновой... Уже почти два десятилетия педагог Ираида Константиновна Гурова находится на заслуженном отдыхе. Впрочем, от общения с «детьми» она не отдыхает. Учительницу часто навещают выпускники разных лет, приходят за консультацией и сегодняшние школьники. И Ираида Константиновна уверена, что и сегодня смогла бы провести урок химии в любом классе на высоком уровне. Она ведет активный образ жизни, читает газеты, книги, смотрит телевизор. Есть у Гуровой свое четко определенное мнение относительно событий, происходящих в стране; «Я никак не могу понять и поверить, — говорит она, — что Гайдар столь легко и беззаконно смог отобрать все наши сбережения. Как же могло так случаться, что за короткий срок великую страну развалили начисто, без воины, без вмешательства извне? В годы Великой Отечественной войны наши юные мальчишки-сокурсники воевали на фронтах против фашистских захватчиков, а мы, «особы прекрасного пола», преодолевая страх, следили за тем, чтобы ни одна бомба не поранила родную столицу. Что же изменилось в сознании россиян, если в октябре 1993 года в центре Москвы русские расстреливали русских? Кто сегодня гарантирован от того, что война, идущая пока на окраинах России, не перекинется на ее центральные регионы? Что же происходит сегодня со страной, с нами?..» ...Я смотрю в умные, проницательные глаза старой учительницы, и у меня нет ответов на эти вопросы. Ираида Константиновна Гурова и ее коллеги воспитывали и воспитали из своих учеников настоящих людей. Их упрекнуть не в чем. Может быть, дело в том, что сегодня в России почти не осталось педагогических коллективов, подобных той легендарной бариновской когорте? А. КУМАНИЧКИН. (Наш корр.). |