Испокон веков почитали на Руси мастеров и их талант и умение делать жизнь разумней и прекрасней. Некоторые историки уверяют, что князь Дмитрий Донской, разбивший Мамаево войско в битве на Куликовом поле, был причислен к лику святых не за этот подвиг, а за то, что заставил завоевателей вернуть на Русь мастеров из плена. Именно мастеров татары угоняли в полон в первую очередь... Мастеров своего дела и сейчас ценят на предприятиях, награждают на районных праздниках труда. Вот и с Василием Ивановичем Серёгиным мы познакомились на одном из таких мероприятий. Высокий, крепкий человек с благородной сединой на висках и натруженными руками... Работает он в ГУП МО «Талдомский автодор» автослесарем, а по диплому, полученному после окончания техникума в Новосинькове, — техник-механик. Заведующий гаражом Владимир Николаевич Жирнов говорит о нём с уважением: «Мало таких умельцев мне в жизни встречалась. Но мне повезло, с Серёгиным я 25 лет вместе проработал. Сначала — в совхозе «Талдом», потом — здесь, в автодоре. За Василием ничего не надо проверять. Каждая гайка будет докручена, как положено, после его ремонта техника будет ходить долго». Работы у него много. Летом надо постоянно держать в рабочем состоянии 17 самосвалов марок «МАЗ» и «КамАЗ», а зимой — 15 комбинированных дорожных машин. ...Василий Иванович в это время с помощью тельфера снимал двигатель с «КамАЗа» и гидравлику с «МАЗа», а заведующий гаражом с восхищением рассказывал, какой смекалистый у них автослесарь. Однажды сломалась автомашина «Бычок», на которой перевозят рабочих. В магазинах не смогли найти редуктор заднего моста. Долго думали, как быть, и придумали, как изменить конструкцию внутри редуктора, чтобы он служил дольше. Сделали, и теперь «Бычок» бегает по дорогам. А вскоре организация получила вторую такую же машину. Ремонтники поинтересовались, как там закреплен редуктор. И удивились: заводские конструкторы изменили его так же, как они. — Значит, — говорю, — мысль сработала на уровне заводских конструкторов? — Когда жизнь заставляет, думать приходится, — скромно ответил Василий Иванович. А Владимир Николаевич добавил: «Жизнь заставляет не в первый раз, он у нас изобретатель». Любовь к технике Василий перенял от своего отца, Ивана Афанасьевича Серегина, руководившего в совхозе «Талдом» бригадой, которая занималась механизацией трудоемких процессов на животноводческих фермах. Отец нередко брал сына с собой, поручал ему посильную работу, а потом строго проверял, чтобы всё было сделано по технологии. Теперь, говорят товарищи автослесаря, он может заменить каждого из них, грамотно разберется и с электрикой, и с гидравликой, и с топливной аппаратурой, заменит вулканизаторщика. — Вы вчера начали ремонт самосвалов. Когда они снова выйдут на трассу? — Через три-четыре дня, — ответил Серёгин. — Кроме того, отремонтируем ещё и асфальтоукладчик. Небольшая деталь вышла из строя — стартёр, а добраться до него — проблема, разборки много. Зимой еще сложнее. Надо чистить от снега и посыпать песком дороги, поэтому машины в непогоду работают круглосуточно. Если хоть одна сломается, нам ставят задачу: вернуть в строй за три часа. Так что приходится крутиться... ...К Василию Ивановичу направляют на практику учащихся Талдомского и Дмитровского колледжей, выпускающих автослесарей. Своей производственной базы у них нет, обращаются к руководству автодора. Опытный работник занимается с ребятами. Один из них потом устроился на работу сюда. Но большинство редко приходит на производство. Практиканты видят, что работа не из лёгких, грязная. Придётся ходить в масляной спецовке, в пыльной обуви: от соли алюминиевые детали машин рассыпаются. И молодежь предпочитает ездить в Москву, где больше платят. Недавно пришел из армии сын Василия Ивановича и его супруги Ольги Алексеевны. Какую профессию выберет он? Пока неизвестно. Со временем, возможно, продолжит славу династии мастеров Серёгиных...
Л. КОСТИНА. (Наш корр.) |