Помолодевшее Григорово радостно заявляет о себе при въезде новыми красками, звуками, запахами. Стучат топоры, в солнечный день ярко белеют на солнце стропила, пахнет деревом и смолой. Колхоз «Земледелец», в который когда-то входила деревня, славился в районе. Много тогда было жителей в Григорове, богато оно было молодежью. Война унесла немало его сыновей. В свое время многих переманил город. И вот теперь из 29 человек в возрасте от восемнадцати до тридцати лет в родном совхозе работают только девять. Но с переселением в новые коттеджи деревня как бы начала вторую жизнь. Именно сейчас, видя ее возрождение, григоровцы раздумывают о традициях, нуждающихся порой в воскрешении. Как-то в картофелехранилище среди ветеранов совхоза зашел разговор о сельских праздниках. — Не стало в нашем селе гармонистов, — вздохнула Лидия Дмитриевна Петухова. — Так вот сразу, и не вспомнишь, кто у нас в деревне на гармони-то умеет играть. Да и гармоней на всю деревню, может, одна-две. В соседнем Серебряникове, знаю, Николай Рассказов мастер по этой части... Депутат сельсовета В. Рассказова припоминает: — Мой Николай Александрович, бывало, не расставался с гармошкой. Выйдем на лавочку перед домом, глядь, а уж полдеревни собралось. Муж много песен знал. Понимал, когда частушки завести, а когда и грустную. Умел он чувствовать людей, как будто вел за собой все гулянье. Нынче в моде магнитофон, но где ему с гармонистом тягаться? У гармониста музыка словно из души идет... Вот и в Юркинском сельском Доме культуры на центральной усадьбе совхоза «Доброволец», по рассказу директора Г. Кляхиной, есть разные инструменты: баяны, пианино, электроинструменты. Гармони же и балалайки успехом не пользуются. Подруги поддержали тогда Лидию Дмитриевну: - Не стало в нашей деревне настоящего веселья, как когда-то. Ведь, бывало, на работе поем, с работы идем — поем. Сейчас у всех телевизоры, у многих магнитофоны, проигрыватели, есть Дом культуры, а дружнее и веселее жить не стали... Деревня словно стала примерять городские одежки. А ведь не все ей идет к лицу. Не потому, что она непригожа собой, а потому, что все здесь иное: уклад жизни, традиции. Правда, многое деревня перенимает у города не без пользы для себя: в частности, культуру производства и жилища. Но жаль, что, стирая грани город попутно навязывает деревне и свои формы досуга, музыкальной культуры. Для своих нужд изобрел он машинную музыку, усилители, повышенные децибелы. Почему же деревня слепо стала перенимать у города все без разбора? Сейчас в Григорове чаще услышишь популярный зарубежный ансамбль, чем простую гармошку. Последний музыкальный инструмент, который еще встречается в григоровских домах, — гитара. Раньше под нее у нас пели романсы, теперь — самодеятельные песни. Но ведь точно сказала Лидия Дмитриевна: под гитару не спляшешь! Еще одно городское заимствование — привычка к досугу, кем-то организованному. Есть в Григорове Дом культуры. Пусть небольшой, неблагоустроенный. Пока была в нем директором Г. Богачева, работа там велась и люди туда хаживали. Но Галина Григорьевна уехала, и вернулись григоровцы среднего и старшего возраста к телевизору как единственному украшению своих вечеров. Молодежь, легкая на подъем, чуть деревня чем не угодит, садится в вечерний автобус — и в город. Директор Юркинского Дома культуры Г. Кляхина пыталась организовать в Григорове женскую вокальную группу, но григоровцы не откликнулись на это предложение. Сейчас в Григоровском Доме культуры три-четыре раза в неделю ставят кино, молодежь устраивает танцы. Но приумолкли после ухода Г. Богачевой здешние гармонисты и балалаечники, утрачены старинные песни, танцы, игры. Видно, ни она, ни до нее не присматривались к местным традициям, не понимали их ценности. А традиции здесь были таковы, что на гулянье каждый — участник, каждый — артист. — Частушки ли запоют, кадриль ли запляшут, — рассказывает Лидия Дмитриевна, — каждый старался других удивить. Прямо в танце рождались новые фигуры, частушки сочинялись на ходу. И клуба тогда еще не было, ходили друг к другу на поседки. Помогут хозяйке дрова наколоть, пол подмести — вот и вся плата. Ни штатных организаторов, ни специалистов - руководителей... Размышляя о привычке жителей деревни быть в любом клубном мероприятии зрителями, я невольно вспомнила разговор с нушпольской молодежью. С очень уж характерным примером столкнулась директор того клуба Л. Федулова. Возник у нее вопрос: почему ребята предпочитают ездить на центральную усадьбу, а не организовывать дискотеку у себя? — А вы, — был ответ, — подавайте нам светомузыку, иначе нам танцы — не танцы... Как будто уже не в веселье, не в радости общения суть дискотеки и танцев вообще, а во внешних признаках городского, кем-то opганизованного мероприятия. Вот парадокс: в городе растет тяга к сельским формам отдыха. Есть в Москве интересный коллектив молодых людей. Хор? Ансамбль? Не знаю, как назвать. Поют забытые русские народные песни. Прямо во дворах, на улицах, в парках. Их цель, сказали они, собирать вокруг себя всех, кому хочется петь. Казалось бы, зачем? Ведь у них столько возможностей посмотреть, услышать! Но ведь и каждый из нас замечал: отдыхается лучше тогда, когда сам поешь, танцуешь, играешь, чем тогда, когда смотришь, как это делают другие. Есть в совхозе «Доброволец» хорошее начинание — праздничные огоньки» за чашкой чая. Работники Юркинского Дома культуры помогают организовывать их. Все поют и танцуют. И это уже становится принципом работы директора ДК Галины Васильевны Кляхиной — собирать вокруг клуба не зрителей, а участников, не потребителей, а творцов. Таковы и посиделки, которые всколыхнули все Григорово. Сначала они задумывались как клуб для бабушек «Лукерьюшка». Но вместе с бабушками пришли и внуки. Посидели, попели песни, которые стали уже и забываться. Вспомнили прошлое своей деревни, особенно военные годы. Поплакали... А когда вскипел самовар, достали домашние пироги, варенье. Решили показать нынешним молодым игры и танцы своей молодости. И что же? Те смотрели на старомодную, лукавую кадриль без всякого пренебрежения. — Пусть бы к нам на «Лукерьюшкины посиделки» приходили парни с девчатами, — закончила свой рассказ о посиделках Л. Петухова. — Ведь так хочется найти с ними общий язык, передать свои думки о деревне... А дум много. Как не радоваться обновлению села! Вот построят скоро детский сад, приемный пункт службы быта. Вместе с магазином и двухэтажным домом они составят общественный центр села. Хорошо бы вдобавок к этому и еще какую-то свою «изюминку»... — Есть у нас прудик небольшой, — делится соображением одна из пенсионерок. — Как бы хорошо обсадить его деревцами, устроить скамеечки, чтобы было где погулять всем селом, как когда-то собирались на мосту через Куйменку. Но одним нам это не под силу... Важную проблему затронули старожилы. А решать надо ее сообща: ветеранам и труженикам совхоза, школьникам, тем, кто учится и работает в Талдоме, а живет в Григорове. Всем миром! Е. ИШКОВА, студентка факультета журналистики МГУ. |