Граф Норфолкский и Иван русский
Знаете, очень хочется поговорить о культуре, видимо, потому, что постоянно ощущается ее недостаток в нашей атмосфере. Я не имею в виду: «Не могли бы вы быть так любезны, чтобы передать билет?», «Смею спросить, сколько этo стоит?», «Премного благодарна» — это вместо традиционного «Спасибо», потому как никто нам не гарантирует, что вы при этом не будете выглядеть снежным человеком. Уж совсем не думаю, что нам вместо «Здрасьте». нужно целовать руку и уступать дорогу (место), хотя все же, наверное, это было бы неплохо, и даже весьма... Право, несколько слов хочется еще сказать по такому поводу. Уважаемые мужчины (мальчики, юноши)! Ну что это такое, в самом деле? Разве прибавляют вам достоинства в ваших собственных глазах и в глазах ваших подруг все эти «чувихи», «бабы», «девки» и так далее? Думаю, куда лучше «обозвать» их «мадемуазель», «мадам», а еще лучше «дражайшая», «несравненнейшая», «голубушка», «милостивая государыня», и все это говорить с самыми приятными и нежными мелодиями в голосе, без малейшей иронии. Хочется мне спросить, почему люди у нас ругаются, то есть откровенно матерятся, да еще с таким удовольствием? Откуда такой культ скверного слова? Откуда вообще этот «хороший тон»? Чтобы приправить речь своеобразной солью? Полнее выразить переизбыток эмоций? Чтобы справиться со стрессом? Возможно, все так, но почему так грустно-то? Нельзя ли, например, выдержав налет начальника, не очень хорошее настроение супруги, не очень приятный разговор с сослуживцем, мокрые ботинки, тощий кошелек, ноющий зуб, собраться с последними силами, сбросить весь налет суеты и вместо мата и прочего «избытка чувств», скажем, отжаться разиков пятьдесят от пола, а потом поприседать раз семьдесят, да еще с гантелями (килограммов в пятнадцать), а в завершение — пробежаться до соседней деревни и обратно. Еще не пробовали? Тогда советую воспользоваться, проверенным способом. Увидите: у вас пропадет охота бить посуду, ломать скамейки и заборы или «бить морду» первому попавшемуся прохожему. О расписанных остановках, стенах, обкуренных, оплеванных подъездах, «мусорных» улицах не говорю — не хочется. Да, нам далеко еще будет, положим, до немецкой аккуратности, английской чопорности, хотя, самое парадоксальное, именно англичане и «породили» панка — «человека свалки», или «помойки»... Однако же отечественный панк, наш родной, доморощенный, по всему судя, уже давно заткнул за пояс своего иностранного собрата, благо нам ли испытывать недостаток от этих «помоек»? Ничего не поделаешь, как говорят в народе, когда много трагедии, тогда начинается комедия. Но оставим сквернословие, давайте вспомним еще один показатель культуры, вернее, антикультуры, а именно — пьянство. Интересно, с каких пор оно у нас на Руси процветает. Говорят, что в Древней Руси мужик пил медовуху и пиво, причем только в воскресенье, а в прочие дни работал. И что вообще склонность к питью у русских происходит от заграницы. То есть все, мол, Петр — император одновременно с внедрением светской культуры «внедрил» и сам пример плохой подавал. Что и говорить, при «всепьянейшем и всешутейшем соборе» пили крепко... Когда муж будущей императрицы Анны Иоанновны Курляндской вернулся из поездки в Россию, где пьянствовал с Алексашкой Меншиковым, он заболел и вскоре умер. Впрочем, есть и другие эпизоды, не менее красочные. Еще в семнадцатом веке, когда светская культура потихоньку начала вытеснять религию, князь Андрей Иванович Хворостинин, начитавшись иностранных книг, перестал ходить в церковь, стал писать стихи, начал пить и говорил, что-де на Руси говорить не с кем, никто ничего не знает, не умеет. Всю Страстную светлый князь был в запое, когда христосоваться к царю не приехал на Пасху, его, в конце концов, сослали. Это был первый диссидент. Вторым был Юрий Скрижали, которого за разного рода «вольности» даже били кнутом. Но ему повезло больше — сбежал за границу, не мог он дольше терпеть «самоедов», которые «деньги прячут в рот и рук никогда не моют...» Кстати, из той же истории. Оказывается, в то же время на Руси-матушке стали появляться и первые медвытрезвители, а самый первый построил богатый и знатный боярин Ртищев. В его «заведении» было предусмотрено все, вплоть до рогожки, что выдавали тем несчастным, которые пропивались догола, до нагрудного креста. Да, пил русский человек на широкую ногу. Но что удивительно, то же самое можно сказать и о немцах, и об англичанах... Взять английский парламент тех времен, где очень даже не прочь были «пропустить через рукава», причем пили открыто, даже демонстративно, чуть ли не кичились этим. И однажды в этом самом парламенте произошел случай, прямо скажем, из ряда вон. Однажды граф Норфолкский напился так, что не мог более стоять на ногах. Его видели валявшимся в луже, и прохожие принимали его за мертвеца. Возможно, что с берегов туманного Альбиона, этого оплота цивилизации, к нам и пришли пьянство и демократия. Настолько они в восемнадцатом веке успели проникнуть в российскую глубинку, что даже извечных «питухов» с питейных дворов никто не прогонял, как было в старину. Не гнал в шею, не прятал «от греха подальше». «Культура» вовсю завоевывала умы и сердца «доверчивых и наивных» сограждан. С. МАКАРОВА. |
Категория: Зарисовки | Добавил: alaz (16.04.2010)
|
Просмотров: 688
| Рейтинг: 0.0/0 |
|