Вторник, 23.04.2024

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История района

«Давно он всё прочел по звездам... (Космические образы и небесные светила в творчестве С. Клычкова и его окружения)
... Уж несётся предзорняя конница,
Утонувши в тумане по грудь,
И берёзки прощаются, клонятся,
Словно в дальний собралися путь.

Одним из первых отметил космические мотивы в творчестве С.А.Клычкова Сергей Есенин. В своей статье «Ключи Марии» (1918), посвященной «мыслям о творчестве», называя Клычкова «истинно прекрасным народным поэтом», Есенин далее подчёркивает: «Он первый увидел, что земля поехала, он видит, что эта предзорняя конница увозит её к новым берегам, он видит, что берёзки, сидящие в телеге земли, прощаются с нашей старой орбитой, старым воздухом и старыми тучами». При этом поэт цитирует отрывок из стихотворения Клычкова «На чужбине, далеко от родины...»

Дом-музей С.А. Клычкова в д. Дубровки

В стихотворении С.Есенина 1918 года, посвящённого Клюеву, также возникают космические образы лунные, звёзд и солнца: «Теперь любовь моя не та. // Ах, знаю я, ты тужишь, тужишь // О том, что лунная метла // Стихов не расплескала лужи. // Грустя и радуясь звезде, // Спадающей тебе на брови, // Ты сердце выплеснул избе, // Но в сердце дома не построил. // ... Тебе о солнце не пропеть, // В окошко не увидеть рая. // Так мельница, крылом махая, // С земли не может улететь».
Данные примеры позволяют говорить об истоках космических образов и роли небесных светил в жизни и творчестве новохристианских поэтов, особое внимание уделяя тройному сопоставлению образа солнца, луны и звёзд, взяв за основу триединство человека, состоящего из духа, души и тела.
Духовными истоками для новохристианских поэтов, тесно связанных со старообрядчеством, послужили Библия, Евангелие, Священное Писание и Священное Предание.
Интересно отметить, что у поэтов крестьянской купницы образ солнца чаще всего встречается у Н. Клюева, образ луны (месяца, эпитет «лунный») - у Клычкова, образ звезды - у С .Есенина (исследователи подсчитали, что луна и месяц упоминаются у него более 160 раз, небо и заря - по 90, звёзды - почти 80, но здесь еще надо бы учесть и эпитет (прилагательное) звёздный).
Хрестоматийное лермонтовское : «Выхожу один я на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит; // Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, // И звезда с звездою говорит. » - перекликается с клычковскими строками: «Наш путь - железная дорога, // И нет ни троп уж, ни дорог, // Где человек бы встретил Бога // И человека - Бог!...» («Мы отошли с путей природы. »).
Исследователи творчества Клычкова большое внимание уделяют образу луны в его стихах и прозе (видимо, еще и потому, что в детстве Сергей Клычков был лунатиком). Достаточно вспомнить статью критика А. К. Воронского «Сергей Клычков (Лунные туманы)», где автор объявляет главным героем в романе «Чертухинский балакирь» «месяц - цыганское солнышко». Но никто не отметил часто встречающийся в его творчестве подлинный космический образ - образ звезды, начиная с ранних стихотворений и первых поэтических сборников.
Приведем некоторые клычковские звёздные топосы, сравнения, сопоставления, образы и эпитеты: звёздный час (60), звёзды синие (65), звёзды - думы (66), звёзды кружит (66), гаснут звёзды наверху (73), звёзды и зарницы (75), звёздная пыль, высь звёздная, звезда-малютка (258). Часто у Клычкова встречается сочетание образов месяца и звёзд.
В цикле «Кольцо Лады» «Месяц в звёздах, словно пава», «В небе месяц народился. Звёзды клонятся в тумане.», «Месяц острыми рогами // Звёзды по небу катит.». Здесь появляется и образ солнца: «Солнце катится по краю // Над рекой.», «Здравствуй, тучка золотая, // Солнце - странничек, весна.//. Высоко гуляет солнце.», «В седины его вплелися // Солнца раннего лучи!..», «Звезды падают мельком.// Звёзды катятся вчастую, // Словно искры от кремня. И играет солнце в груде // Обмолоченных снопов.». «Низко месяц! Низко солнце!»; «В тишине уходит солнце .// Загляделся на оконце // Месяц, выйдя в облака. », «Дремлет месяц на оконце, // Под князьком сияет солнце. // Звёзды с матицы пылают.». Не реже обращается поэт к любимым образам и в последующих сборниках и циклах, например, в книге «Домашние
песни»: «Гадает ночь-цыганка, // На звёзды хмуря бровь .// Но и она не знает, // Что скрыто в строках звёзд!..». Особенно хотелось бы отметить стихотворение Клычкова «Пылает за окном звезда.», где поэт трижды обращается к образу звезды, не забывая и о месяце: «. И снег, и звёзды - лисий след // И месяц золотой и юный, // Ни дней не знающий, ни лет...// Звезда - в окне, в углу - лампада, // И в колыбели - синий свет.». Говоря далее о «чудесном госте», который «. Только на ходу уронит // Под окно мое звезду. // От звезды свечу затеплю, // За вечерье сяду с ней: // И вода ли, песня, хлеб ли // Станут слаже и вкусней. » («У меня в избенке тесной.»). Клычков таким образом подчеркивает сакральный образ звезды, без нее он просто не мыслит себя.Потому у него и «Горит всю ночь звезда-огонь» («Улюсь»), «смотрят звёзды строго» ( «В тумане хижина моя»), «... И снова над избенкой нашею // Зажгутся две больших звезды» («Очажный бес»), а поэт мечтает о том, чтобы «... И вспылала б звезда- талисман!» («Если б жил я не за Пресней.»). Видимо, не случайно на обложке книги С.Клычкова « Талисман» (1927) изображен человек со стрелой и луком, плывущий средь облаков в окружении девяти звёзд, а в одном из заключительных стихотворений «Я мир любил да и люблю.» поэт пишет: «...Черчу я лодку на бумагу // И уплываю на луну!». В последнем поэтическом сборнике «В гостях у журавлей» (1930) появляется «лукавая луна», которую считали в древности «богинею прекрасной», она «с табора цыган сбежавшая колдунья», у нее «лукавый глаз», « полумесяц плывет, словно линь» и поэт верит, что «бессменная подруга, полночная луна. в последний смертный час // Она закроет веки // Моих потухших глаз.» («Мне не уйти из круга.»). А «звёзды, как окуни в стае», «звёзды, как подвески», «звёзды бисером катятся», «звёзды снизаны в мониста», «...звёзды, словно свечи, // Горят, горят, горят!» («Как тих прозрачный вечер»), «горит с звездой звезда», «В лучах и звёздном изумруде. », « Но я верю в час удачи, // В луч моей звезды» («Брови черной тучи хмуря.») ...
Программным можно считать стихотворение Клычкова в одноименном цикле «Праздник сокровенья», где ярко проявляется двойной образ солнца и луны: «День и ночь златой печатью // Навсегда закреплены, // Знаком роста и зачатья, // Кругом солнца и луны! //. Одинаково на солнце // Зреют нивы у реки.// Грузно солнце на закате поникает головой! //... Под высокою луной. // Под её склоненной тенью, // В свете чуть открытых глаз, // Встретить праздник сокровенья // И зачатья тихий час!..// Чтоб наутро встать и снова // Выйти в лоно целины, // Помешав зерно и слово - // Славу солнца и луны!».
Не меньшего внимания заслуживают и стихи поэта, не включенные в сборники и не опубликованные при жизни, особенно из цикла «Заклятие смерти»: «Не спится мне перед отъездом, // Не спит и тополь у окон: // Давно он всё прочел по звёздам, // Чего не знает он?..»; « Сколько хочешь плач и сетуй: // Ни звезды нет, ни огня!..». В январе 1930 поэт обращается к Высшему космическому Разуму: «Есть в этом мире некий // Водитель вышних сил, // Что движут к морю реки // И к солнцу хор светил. // Не знающий окрайны // Пределов и дорог, // Он держит, полный тайны, // Луны ущербный рог. // У ног его пастуший // Кометы грозный кнут. // И зорко звёзды числим, // Как зёрна в закрому // . И снова рвем и мерим // Небесный синий шелк.» .
Звёздная образная система ясно прослеживается и в творчестве С.Есенина, начиная с одного из первых его стихотворений, получившего положительный отзыв у современников - «Звёзды» (1911): «Звёздочки ясные, звёзды высокие! // Что вы храните в себе, что скрываете? // Звёзды, таящие мысли глубокие, // Силой какою вы душу пленяете?..» - до одного из последних «Гори, звезда моя, не падай.» (август 1925).
В творчестве Н. Клюева, начиная с самого раннего периода, ясно прослеживаются космические мотивы, особенно образ солнца. В стихотворении «Пахарь» (1911) поэт подмечает: «Вы обошли моря и сушу, // К созвездьям взвыли корабли».
Среди космических образов у новокрестьянских поэтов встречаются неоднократно и образы Млечного пути, комет и даже появляется Орион в эпиграмме Клычкова «На Пастернака и, наконец, на Виссариона Казанского», начинающейся такой строчкой: «Туманна ты, туманность Ориона.» (1926).
... Орион (Арион) упоминается у Пушкина не только в его знаменитом стихотворении Арион» (1827 года), но и в переписке: «Ты требуешь имени для альманаха: назовем его Арион или Орион.» - из письма П. А. Плетневу.
Творческая жизнь поэтов Есенина и Клычкова в космосе продолжается и сегодня. Их стихи берут с собой и читают наши космонавты. И, видимо, не случайно в Талдоме есть улица Космонавтов, а автограф Гагарина, фотографии космоса, комбинезон космонавта и книги нашего земляка Юрия Батурина хранятся в фондах Талдомского районного историко-литературного музея вместе с книгами и автографами Клюева, Клычкова, Есенина.

Татьяна Хлебянкина,