Многие в Талдоме знают Владимира Трифоновича Лялюшко. Его биография тесно связана с биографией страны. Родился он 25 октября 1917 года, можно сказать, ровесник Октября. Работал в Киеве на фабрике имени Карла Маркса и одновременно учился в аэроклубе. При призыве в Красную Армию был зачислен в авиацию Черноморского Флота, правда, сначала только оружейником. А потом добился направления в школу морских летчиков. Три первых года войны служил в 14-м истребительном полку на Балтике, а потом после переподготовки стал летать на штурмовиках «ИЛ-2» в седьмом гвардейском штурмовом авиаполку Балтийского флота. Совершил 44 боевых вылета. За мужество, проявленное в боях, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга» и другими. Таков боевой путь ветерана войны. А сейчас он принимает активное участие в общественной жизни города. Авиация – это не только летчики. Для того, чтобы они выполнили свой полет, работают сотни людей. Это конструкторы, рабочие авиационных за¬водов, те, кто готовит к полету аппаратуру. Для всех этих людей характерна одна общая черта — они беззаветно влюблены в свою профессию. Таков и Андрей Иванович Иванов. (После демобилизации из Армии в 1959 году он много лет возглавлял районное добровольное пожарное общество, работал на обувной фабрике, сейчас на пенсии). В тридцатые годы, когда комсомол взял шефство над авиацией, Иванов получил комсомольскую путевку в Вольское авиатехучилище. Его специальность пригодилась ему вскоре: он участвовал в финской войне. А когда началась Великая Отечественная, был назначен техником звена истребительного полка под Одессой. Участвовал в обороне Крыма, Кавказа, Одессы. За короткий срок вырос до инженера эскадрильи, до Победы служил в 28-м гвардейском истребительном авиаполку в Литве. После окончания войны Андрей Иванович изучает новую реактивную технику, его служба продолжается. Причем последние два года перед демобилизацией был в Арктике, на самых трудных рубежах Родины. Коммунистом Андрей Иванович стал на фронте, в 1942 году. Его воинский труд отмечен боевыми наградами — тремя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За взятие Кенигсберга». Такие награды были даны человеку, который находился в тылу, не на линии фронта. Страна расценивает как подвиг подготовку самолетов к вылету в считанные минуты, да притом так, чтобы летчик мог вступить в бой, не думая, а выдержит ли машина, не откажет ли мотор. Мне хорошо известно, в каком состоянии приходили самолеты из боя. По всем правилам, их надо было бы списывать. А их не списывали, а ремонтировали, не считаясь ни с какими трудностями, потому что была война. Ставили заплатки на обшивку, меняли разбитые плоскости, рули, части мотора. После напряженнейшей работы авиатехников без отдыха и сна через считанные часы такой вылеченный самолет вновь поднимался в воздух и летчики били фашистов. Такой труд разве не подвиг? С праздником вас, ветераны, защитники неба Родины, здоровья и сил вам на многие годы! И. КУЗЬМИН, наш внешт. корр. |