В просторной классной комнате чисто и светло. Отчего так светло? Может, от снежного покрывала и ясного неба, которые видны за большими окнами? Или от красного вымпела с золотой надписью «Лучшему пионерскому отряду»? А может быть, от тридцати любопытных, бодрых, разных-разных мальчишек и девчонок, которые сейчас одинаково кладут руки за головы, сидя, поворачиваются вправо-влево, встают: шаг на месте... Идет обычная школьная зарядка. Урок труда в третьем «А» Северной средней школы уже начался. На столах лежат кисточка, клей, ножницы, салфетки, газета, прямоугольные жестянка и картон, праздничная открытка. Все это, надо думать, понадобится. Зинаида Гавриловна Кабанова спрашивает своих третьеклашек, какой скоро праздник. Из короткой беседы выясняется, что скоро Женский день и что все хотят приготовить подарки маме. Для этого дети и запаслись всем, чтобы сделать чеканку. А что такое чеканка как вид творчества? На этот вопрос ребята отвечают быстро, наверное, не терпится взяться за работу. Да, действительно пора браться за дело. И вот старательно разглажива-ются неровные жестянки колечками ножниц. Класс сейчас напоминает муравейник. Каждому хочется сделать быстрее. Сережа подворачивает края жестянки, пользуясь зубами. Учительница, проходя между рядами, видит Сережину торопливость, замечает: — Разверни. И Сережа точно с таким же желанием, с каким подворачивал края жестянки, разворачивает. И вновь бегает колечко ножниц, разглаживая жесть! С этим справились. Взметнулись в детской руке отполированные кусочки жести, самые лучшие — в руках учителя. Дети рассматривают работы друг друга, сравнивая. Не более минуты уходит на это, а дети уже отдохнули, разрядились. А дальше учитель советует вырезать из картона такой же прямоугольник, но чуть меньше. Сережа быстро прикладывает жестянку к картонке, обводит, вырезает. Зинаида Гавриловна, проходя между рядами, удивляясь, восклицает: — Многие сообразили: приложили жестяной прямоугольник к картонке, обвели его, а вырезали чуть меньше. Чувствуется, как хочется вам сделать хороший подарок мамам. Ребята, помогите друг другу, кто уже сделал. У кого не получается, не расстраивайтесь, вместе сделаем, — подбадривает она. Теперь надо вырезать из открытки самый красивый фрагмент. Поворачивают так и эдак ребята открытки, чтобы выполнить предложенное. Сережа опять поторопился. У него уже вырезана припорошенная ветка ели с надписью: «С Новым...» Что делать? И тут, как добрая фея, рядом Зинаида Гавриловна. Она говорит детям, что Сережа вместо открытки с 8 Марта принес с «Новым Годом!» Ребята наперебой предлагают свои, запасные. Положение исправлено. Со вкусом выбран красивый букет. Такие букеты станут обратной стороной чеканки, а изображены на ней будут цветы, грибы, бабочки, кому что понравится. Все это разбирается из рук учителя очень быстро. Опять работа. Один из «муравьишек», увлекшись, шепотом, по-хозяйски, произносит: «Так. Порядок.» Но этого никто не слышит: все заняты своим. Но вот все дела позади. Мусор сложен в газетный кулек, в классе опять чистота. Тридцать рук показывают поднятые работы учительнице, и перед ее глазами — сад с розами, фиалками, бабочками, даже грибами... Все ребята приготовили подарки мамам. Сережа тоже принесет один большой и два маленьких грибка. Сейчас ему так радостно оттого, что получилось. И в этой детской радости забыто, как совсем недавно что-то не получалось и переделывалось. Все это обернется радостью мам в их праздник, а пока, кажется, что весь этот сказочный сад их — детей и Зинаиды Гавриловны, потому что это их труд и фантазия, их творчество. Как мастерски сделаны работы, как профессионально правильно построен урок! С этими мыслями направляюсь к директору школы в надежде заглянуть в аттестационный лист Кабановой Зинаиды Гавриловны. Бессменный директор школы Алла Петровна Корнеева, как будто угадывая мои мысли, замечает: — Ну, как урок? Она умелица. Дети у нее к труду приучены. А вот и характеристика: «Уроки проходят на высоком методическом уровне, широко используются наглядные пособия и технические средства обучения. Умело использует индивидуальный подход к детям. Учебный материал объясняет доступно и для слабых учащихся». ...Зинаида Гавриловна работает в Северной средней школе десять лет, из них восемь — воспитателем группы продленного дня... Стоп! В группе продленного дня дети после школьных занятий должны отдохнуть и вновь заняться подготовкой уроков к завтрашнему дню. Воспитатель заменяет дом, мать, делает пребывание ребенка в это время радостью, предлагает что-то смастерить, спеть, поиграть... Это много сложнее, чем просто дать урок. — Какими качествами должен обладать учитель, чтобы успешно работать воспитателем в группе продленного дня? На этот вопрос организатор внеклассной работы Раиса Ивановна Зуева дает однозначный ответ: — Надо любить детей. На предложение рассказать о своей учительнице у троих моих собеседников расплываются в улыбке лица, становятся ласковее глаза. Мальчик, который любит рассуждать, говорит: — Когда мы что-то не так делаем, она недовольна, а когда — так, то Зинаида Гавриловна даже улыбается... Светловолосая девочка замечает. — Она очень добрая... А высокий мальчуган уверенно и твердо заключает: — Она нас всех любит! Сказано кем-то, что учитель — профессия сердца. Об учителе поют песни и слагают стихи, стараясь измерить большое его назначение. Только какой мерой измеришь, если оценено оно детским устоявшимся, искренним: «Она нас всех любит!» Т. МАМЕДОВА, (Наш корр.). |