Надежда Александровна Рыжова
Они переступают школьный порог еще полными несмышленышами, неумейками. Забавно наблюдать за их неловкими движениями, любопытными, но пока робкими взглядами в открывшемся вдруг совершенно новом мире — школе. И надо сотворить, из этих маленьких человечков хороших учеников... Как все это знакомо директору Павловической восьмилетней школы Надежде Александровне Рыжовой! Вся ее жизнь — пример верности своей профессии, исключительной любви к ней. Только человек, влюбленный в свое дело, может уже почти тридцать лет радоваться и удивляться каждому уроку как самому первому... А первый урок удивительно крепко держится в памяти. Нушпольская начальная школа... Позади — учеба в Краснохолмском педучилище. И бессонная ночь за горой учебников. А утром — в школу, учительницей. 0т звонка на урок вздрагиваешь, как от раскатистого удара грома... Все треволнения молодой учительницы накануне предстоящего урока легко объяснимы. Только это вовсе не от малой веры в свои силы. Вера была, силы — тоже. И сложности, через которые следовало переступить. Ведь Надежда Александровна сама родилась в Нушполах. И для всех окружающих, для деревенской детворы была просто «девочкой Надей». Предстояло же стать Надеждой Александровной... Двенадцать учеников смотрели на свою первую учительницу с чисто детской заинтересованностью - ничего не предполагающей, а лишь терпеливо ожидающей. Было нелегко: одна половина учеников - первоклассники, другая - третьеклассники. И все — в одном классе, на одном уроке. Дав задание первашам, надо было мгновенно переключаться на общение с учениками постарше... Первый урок превзошел все Надины ожидания: контакт с учениками был установлен прочный, надежный. Это была та особая разновидность дружбы между взрослыми и детьми, которая предполагает безусловный авторитет старших. И молодая учительница чувствовала перемену, происшедшую в себе: то была, наверное, взрослость, сегодняшняя ответственность ее, вчерашней «девочки Нади», за то, кем станут в будущем эти двенадцать девчонок и мальчишек, самые первые ее ученики. Надежду Александровну любили. И сейчас она по-прежнему дорога своим ученикам. Потому одна из учениц откровенно признается в сочинении, что любит уроки Надежды Александровны, «доброй и требовательной учительницы». Что же это за уроки? Надежда Александровнасчитает, что главное для учителя – заинтересовать ученика уроком. Для этого надо искать яркие, выразительные, словом, нескучные примеры для закрепления темы, использовать на уроке интересную дополнительную литературу, да и просто живо, неравнодушно вести его. Так ведь может не всякий, а только энтузиаст своего дела... До сих пор помнит Надежда Александровна свой первый выпуск: Нина Корякина, Витя Малинкин. Володя Королев... Вот они — на старых, пожелтевших от времени фотографиях. И рядом - она. Ее и сейчас с благодарностью вспоминают ученики, с радостью навещают, с волнением вспоминают ее уроки. Любовь к первой учительнице не имеет срока давности. На многое ее хватало. Почти двадцать лет руководила секцией методического объединения районного отдела народного образования. За советом, за помощью обращались к ней учителя малокомплектных школ района. С удовольствием давала для них высокопрофессиональные открытые уроки, бескорыстно делилась опытом. И сейчас у директора школы Надежды Александровны Рыжовой забот очень много. Но говорит она о них очень скупо. Видимо, директор не из тех, кто жалуется на трудности, живо расписывая немилосердность тех, кто помочь обязан, да не торопится. А ведь помощь школе просто необходима. Зданию школы — полвека. Латать его с каждым годом все труднее. Уроки физкультуры проходят в коридорах. О каком физическом воспитании школьников может идти речь! Этот злополучный урок — мука не только для преподавателя физвоспитания, но и для остальных учителей. Согласитесь, сложно вести урок, когда за дверью класса маршируют юные спортсмены. В школе нет не только столовой, которая обеспечивала бы ребят горячими обедами. С большим трудом решили этот вопрос: школьники питаются теперь в Павловическом детском саду. Конечно, нужна ребятам из Павловичей новая школа. Да и ученики прибывают. Если сейчас в первом классе их тринадцать, то на будущий год в школу придут 25 маленьких учеников. Самое трудное в профессии учителя — расставание со своими учениками. А самое большое учительское счастье — в хороших учениках. Хороший в данном случае — понятие очень емкое. Такой ученик не только нетерпеливо тянет руку над партой и свободно отвечает заданный урок, он — прежде всего добр и честен. Так считает Надежда Александровна Рыжова. И таких хороших учеников у нее немало. Ведь и поэтому, наверное, наградили недавно учительницу грамотой Министерства просвещения РСФСР. Е. ШУТКО (Наш корр.). |
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (08.04.2009)
|
Просмотров: 1389
| Рейтинг: 0.0/0 |
|