Ведь это только кажется, что детей учат читать, писать, считать. Вместе с усвоением этих полезных навыков они учатся быть людьми. — Екатерина Ильинична Лазикова умеет привить своим ребятам любовь и вкус к чтению, — подчеркнула, говоря о ней, завуч Северной средней школы Зоя Федоровна Васильева. — У нас в школе традиция: в конце учебного года в начальных классах проводится своего рода проверка по чтению. Дети читают по тексту и наизусть стихи, отрывки прозы. Ребята Екатерины Ильиничны обычно очень много знают на память самых разнообразных стихов и читают их выразительно, и очень охотно. А ведь чтение — навык важный. Надо заметить, что классы, выпущенные Лазиковой, и лотом, как правило, остаются «сильными». Сама она много лет работает без второгодников, более половины учеников учится без троек. Екатерина Ильинична активно участвует в методической работе школы, выступает с докладами на секции начальных классов. Вот уже двадцать лет она руководит партийной организацией школы и много внимания уделяет работе и пионерской дружины, и комсомольской организации. И ребята, которых она учила или учит, обычно становятся активными общественниками. Очень характерно, что весной на отчетно-выборном сборе дружины председателем его совете выбрали шестиклассницу Марину Хоменкову, а секретарем комсомольской организации стала Ирина Моногарова из девятого класса. Обе они бывшие ее ученицы. В следующем году будут в школе сразу четыре класса учеников Лазиковой — 10 «Б», 7« Б», 4 «Б». Тех, кто закончил сейчас девятый, Екатерина Ильинична впервые учила по новой трехлетней программе. За 38 лет для многих ребят Екатерина Ильинична стала первой учительницей. Начинала она работать в деревне Игумново. Тогда было ей семнадцать лег. В Северной средней школе она с самого ее основания, с 1952 года. Правда, тогда она была и не Северная, и не средняя, а Припущаевская семилетка. В школе помнят, как была она самой первой здесь пионерской вожатой — такое у нее, тогда молодой еще коммунистки, было общественное поручение. Вспоминает эти годы Екатерина Ильинична охотно, сравнивает прежних своих учеников с нынешними. Есть уже сейчас у нее ученики, чьих родителей она учила в свое время. Вот и в 3 «Б» Слава Попков — сын бывшей ее ученицы Лины Прибыловой, она теперь на «Промсвязи» работает, училась заочно в институте, Саша Потасуев — сын Бориса Потасуева, механизатора совхоза «Доброволец», он тоже ее ученик... — Похожи ли ребята на своих родителей в детстве? — И да, и нет, — улыбается Екатерина Ильинична — и задумывается. - Другие стали сейчас дети, а когда помнишь маленькими их родителей, то это тем более заметно. Конечно, дети более развитые, более смелые что ли, но вот иногда менее старательные, менее усидчивые. А это ведь тоже очень важные и нужные качества. Мы будем работать над стихотворением Сурикова «Занялася заря...» А кто из вас, ребята, видел утреннюю зарю? Валера, Андрей... Не все. Не все видели? Жаль! Долго спите. Это очень красиво — заря! —Да, да, правильно, сначала на восходе небо красное — алеет восход, — учительница помогает белоголовому Валере Семенову подобрать слова яркие и точные, — а потом появляются первые лучи. — Екатерина Ильинична, легко шевеля пальцами, поднимает вверх ладони. Жест, должно быть, невольный, но изумительно верный. Дети начинают читать стихотворение хором, вместе с учительницей, останавливаются, повторяют. Звенит звонок. Урок чтения окончен. Но он продолжается, если привита любовь и вкус к чтению, если развито желание видеть, наблюдать, чувствовать. Екатерина Ильинична Лазикова сделала очень много, чтобы все было именно так. И.КОСТИК. (Наш корр.). "Заря" 1977 |