Валентина Михайловна Чугунова
А КОГДА НАЧИНАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ? — Наверное, еще в пору собственного ученичества,— улыбается, вспоминая, Валентина Михайловна, — И тогда выходит: еще в Талдомской средней первой... Когда решила, что пойду в МОПИ, собиралась сначала на факультет иностранных языков. Ведь классным руководителем у нас была Фира Адольфовна Берштадт, которая вела немецкий. Но пристрастие к математике все же взяло верх. По математике у нас была Серафима Петровна Павлова. ...В кабинете математики, который закреплен за ее 6 «А» (он следит за чистотой и порядком, ухаживает за цветами на окнах, здесь проводятся классные часы и отрядные сборы), слева возле доски висит таблица «Язык теории множеств в геометрии». Ничего такого не было, когда Валентина Михайловна сама училась в школе. А это, между прочим, вносит определенную трудность в работу школьников и учителя — на помощь ребятам дома, как это было прежде, рассчитывать не приходится. Родители, искренне желая способствовать сыну или дочке в приготовлении уроков по математике, могут даже несколько напортить, припомнив методику, по которой прежде учили их. Валентина Михайловна решает эту проблему очень просто. Третий час дня, но она не спешит домой, хотя дел у нее там немало: сын уже второклассник (кстати, по математике Валентина Михайловна скромно, но не без гордости ответит: «Пока пять»). Аккуратная девочка, дежурная, встав на цыпочки, дотянется тряпкой до верхнего угла большой доски, придирчиво оглядит чистый класс: — Все, Валентина Михайловна. — Хорошо, Надя. Иди домой. До свидания... — ответит учительница и тут же отзовется на вопрос другой своей ученицы: — Да, Лена, надо искать общий знаменатель... — Эти ребята — Лена, Андрей... они что: плохо учатся? Вы оставили их после уроков? Почему? — Валентина Михайловна удивляется и будто даже обижается за ребят, да и они сами смотрят недоуменно, — у тех, кто назван, четверки. И после уроков я их не оставляла. Оказывается, что все чуть-чуть не так. Просто остается после занятий сама учительница. А ученики, кто хочет, приходят спросить или уточнить, если что-то нужно. Как раз некоторые, как вот Лена, стараются полностью выполнить домашнее задание по математике под контролем учительницы. Тем самым Bалентина Михайловна отнимает у ребят возможность оправдать нерадение неспособностью и обретает право требовать с них очень строго. И вот здесь, пожалуй, уроки математики становятся шире своего предмета и оказываются уроками нравственности, трудолюбия и старания, если угодно. Занимается после уроков Валентина Михайловна не только со своими «ашниками». Здесь же ребята из параллельного 6 «Б». Такие занятия — наверное, очень важный элемент ее внеклассной работы. А эта работа у классного руководителя — внеклассная и внешкольная — сама по себе немаленькая: помощь подшефному совхозу и металлолом, краеведение (в прошлом году они собрали и оформили интересный материал о Талдомской министерской школе), экскурсии на предприятии района, пионерские сборы, встречи с интересными людьми, смотры самодеятельности, стенгазеты. К тому же Валентина Михайловна — активистка в школьной профсоюзной opганизации. Не сказывается ли такая занятость молодого педагога на качестве подготовки к урокам — главном моменте учительского труда? Нет, не сказывается. — Живы, интересны, доходчивы, — так охарактеризовал уроки своего молодого коллеги заведующий учебной частью Николай Николаевич Грибков, сам тоже математик. — Валентина Михайловна заставляет учеников мыслить, держит постоянно в хорошем рабочим напряжении — значит, умеет заинтересовать предметом. — Ее любят дети, а она их, — верно заметила Маргарита Ивановна Михайлова, организатор внеклассной и внешкольной работы. — В нашем деле это немало! И. КОСТИК. (Наш корр.). "Заря" 1977 г. |
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (20.08.2008)
|
Просмотров: 1095
| Рейтинг: 0.0/0 |
|