На партийных собраниях в Талдомской средней школе № 2 она не любит молча отсиживаться. Выступит по-деловому, прямо выскажется, что лежит на душе, как сама понимает существо обсуждаемого вопроса. К ее словам прислушиваются, несмотря на то, что, казалось бы, непосредственного отношения к педагогическому процессу не имеет: она уже на пенсии. Но жизненный и партийный опыт как paз и дaет право на советы. ...В тридцатых годах ее назначили директором Стариково-Зятьковской школы. Работы было невпроворот: преподавала историю и математику, хлопотала, чтобы школа была обеспечена всем необходимым, обучала неграмотных сельчан. Быть в самой гуще жизни - этого требовал не только чисто педагогичecкий долг, но и партийный, а она была беспокойным и требовательным коммунистом. Недаром ей доверили возглавлять Стариково-Зятьковскую парторганизацию, насчитывающую в ту пору 25 человек. Это - не только учителя, но руководители хозяйства и специалисты, а также рядовые колхозники. Нелегко было проводить сельскохозяйственные кампании. Но дела мало-помалу налаживались. На полях оживлялась работа. А перед правлением колхоза встал вопрос: кто бы мог квалифицированно учитывать тpyд. "Знаем, что школьных дел полно, но и нас выручайте», — сказали колхозники Полине Евсеевне. Так и стала она по совместительству выполнять обязaнности и колхозного счетовода до тех пор, пока не вырастила себе смену. В школе была настоящей душой коллектива. К ней тянулись все педагоги: и сверстники, и совсем еще молодые. И для всех П.Е.Чуркина находила время, чтобы выслушать, помочь. Особенную помощь получал педагог К.И.Куликов (ныне директор завода технологического оборудования). Ему было поручено вести уроки в третьем классе. Разумеется, трудно приходилось без опыта. Но Полина Евсеевна всегда подсказывала в трудных случаях. О многом говорит и такая деталь. Когда учителя К.И.Куликова призвали на службу в армию, он обратился к ней за партийной рекомендацией. Написала, не посчиталась со временем, быстро собралась в райком заверить ее и отослать солдату. В районном отделе народного образования оценили Полину Евсеевну. Поэтому и предложили возглавить методическое объединение Филипповской, Пановской, Утенинской и других школ Зятьковского «куста». И это поручение она выполняла так, как только позволяли силы и знания. В 1943 году пришла с фронта тяжелая весть: погиб муж, офицер Красной Армии. Она взяла себя в руки, старалась заглушить горе работой, делами. И в этом тоже была примером для тех односельчан, которые познали горечь yтраты близких. Почти десять лет проработала она в Талдомской семилетке. И здесь, помимо учительской работы, выполняла общественную: была секретарем парторганизации, председателем местного комитета. Нередко cpaзy же после уроков отправлялась на заседание народного суда: была там заседателем. Так вся жизнь - в хлопотах, в горении, смысл которых определяется одним — служением Родине. За это и получила Полина Евсеевна самую высокую награду - орден Ленина. ...Март. Нет еще цветов на газонах. Но в ее комнате много цветов. Любит она за ними yxаживать, отдельные вот-вот распустят бутоны. «Как будто к празднику торопятся» - в шутку замечает Полина Евсеевна и, посветлев лицом, говорит: «Для меня это будет двойной праздник - ведь ровно сорок лет назад, в марте, меня приняли в партию» Что ж, с двойным Вас праздником, старый учитель! П.ИВАНОВ |