Мария Алексеевна Антропова
Удивительной интеллигентностью веет от всего облика этой невысокой, немолодой женщины. При встрече с ней невольно замедляешь шаг и не просто здороваешься, а кланяешься, и говорить стараешься так же тихо, как она. Я говорю о Марии Алексеевне Антроповой, много лет проработавшей директором школы. И ребята (то есть бывшие ребята) вспоминают ее именно как директора, строгого и справедливого, к которому боязно идти в кабинет, если ты провинился, потому что тебе придется выслушать горькие слова, сказанные тихим, но твердым голосом. И в то же время всем было понятно, что Мария Алексеевна старается, чтобы ученикам в школе было хорошо. А ей всегда хотелось работать рядовым учителем, делиться с учениками своими знаниями на уроках и во внеурочное время, просто учить. Она не мыслила себе другой профессии никогда, как не предполагает и теперь, что можно было бы жизнь прожить по-другому. В их семье - полукрестьянской, полуинтеллигентской (отец был учителем), тяга к этой работе была всегда. Удивительно молодеет и оживляется лицо Марии Алексеевны, когда она вспоминает такое далекое, для нас легендарное время - 1919 год, начало ее трудовой деятельности. 17-летней девушкой после окончания гимназии приехала она в Припущаевскую школу (тогда Александровского уезда Владимирской губернии). Как тогда жили, писалось и говорилось немело, Но когда перед тобой живой свидетель, нет, участник той жизни... Это она проверяла тетради при свете пламени дров в печи. Это ей приходилось одной, без коллег, без советников постигать азы педагогики, извлекать крупицы знаний из тех случайных книг, что удавалось найти. Знаний, полученных в гимназии, не хватало, И все же самостоятельная жизнь учила многому. А потом, когда она перешла в Макаровскую школу и рядом оказался друг — такая же молодая учительница Софья Ивановна Грандицкая, работать стало веселее, И чего только не проводили они тогда помимо своей основной работы! Устраивали выставки, работали политинформаторами, участвовали в неделях помощи фронту, ликвидировали безграмотность, организовывали кружки самодеятельности... Была удовлетворена и их потребность в знаниях. В 1923 году молодую интеллигенцию района послали учиться в совпартшколу в Москву, где им читали лекции лучшие методисты, составители учебников и где особенно хорошо «подковали» политически. А в 1924-м за год Мария Алексеевна окончила педагогический техникум. Только paботала она в это время уже в Красногорском районе, куда уехала с мужем, тоже учителем. Несмотря на молодость, руководила кустовым методическим объединением. И всегда бралась за самое трудное дело. Был в школе такой пятый класс, в котором собрались одни «второгодники» и «третьегодники». И Марию Алексеевну убедили стать в нем классным руководителем и вести русский язык. "Больше никто не сможет", - говорили ей, - "Пропадет класс". Взялась, несмотря на то, что дома - трое детей. Двое девочек-близнецов родились совсем недавно, и помочь некому. Этот год она называет особенно удачным. Сумела пробудить в ребятах активность, самостоятельность, сознательность. Класс как будто переродился. Только трое получили переэкзаменовки. Но после этого и пришлось проститься с работой рядового учителя: стала завучем. В 1941-м - эвакуация. И снова Талдомский район, где ей предложили работать завучем в семилетней школе № 1. А через год она приняла школу как директор. Дома горе: погиб муж. Дети еще не велики, им нужна материнская забота. Но ей сказали: надо! И сама она понимала, что надо, поэтому и согласилась. Трудно, очень трудно было в военное время создавать условия для нормальной учебы ребят. На какие только ухищрения не шли, чтобы отремонтировать школу. Нечем было белить — додумались просто вымыть стены и потолки, и из под грязного слоя белил появился чистый. Сами изобрели рецепт штукатурки, да такой, что потом снять не могли. Весь коллектив горел желанием сделать школу не хуже, чем она была в мирное время. Учились ребята, снова начал прерванную войной учебу в педагогическом институте их директор. Учеба была радостью, несмотря на трудности. Хотелось бы в аспирантуру, да годы не те. А в школе ожидались перемены: из семилетней она должна была скоро стать средней. 10 лет уже было отдано ей, сроднилась, срослась душой с ее стенами, с коллективом, работа наладилась. Но тут ей сказали: надо! Теперь надо было принимать среднюю школу №1. Тяжело уходить из созданного тобой коллектива, от учеников, каждого из которых знаешь по имени и в лицо, от всего, во что вложена твоя душа. Но совесть коммуниста не позволила отказаться. Ученики школы как-то даже и не заметили прихода нового директора; настолько легко вошла Мария Алексеевна в ее жизнь, очень быстро стала родной и привычной, как будто была здесь всегда. Изменений она принесла с собой много: при ней расширились и оборудовались школьные кабинеты: физкультурный зал, готовый рухнуть, со второго этажа был перенесен на первый. Ей хотелось, чтобы ученикам не только училось хорошо, но и чтобы школа звала их всегда к себе. ... Вся жизнь Марии Алексеевны Антроповой отдана любимому делу. Родина оценила ее заслуги: она имеет не одну награду, хотя работала, не думая о них. И среди этих наград - самая дорогая, самая высокая - орден Ленина! А когда ей присвоили звание заслуженного учителя РСФСР, то учителя двух ее школ собрались вместе и устроили настоящее торжество. На приветственном адресе К.Ф.Большаков нарисовал великолепные цветы, и все учителя поставили там свои подписи. А.Королева |
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (10.06.2008)
|
Просмотров: 1034
| Рейтинг: 0.0/0 |
|