Дмитрий Прокофьевич Антонов
В Талдоме его знают все: высокий, с заметной сединой, неторопливый, внимательный. Встретившись с ним, многие отмечают про себя; «Он все такой же, Дмитрий Прокофьевич», и прежде всего справляются о его самочувствии. А старый учитель сам опережает: «Ну, как дела? Что-то у вас, вижу, настроение не то...». Замечает все, как и тогда, когда вы сидели за партой, а он стоял за учительским столом. И тут не скрывай, рассказывай. Если и впрямь что огорчило — успокоит, ободрит, если есть радость — разделит ее участливо, по-свойски. Как знать, то ли стремясь найти чуткого и мудрого собеседника, то ли отдать дань уважения своему первому педагогу, но никогда не обходят его дом бывшие ученики. Одни сами стали учителями, как например, преподаватель литературы в Станковской школе Ф.А.Соколова, другие — военными воспитателями (К.А.Бурилов, полковник авиации, Н.Т.Давыдов, тоже полковник), третьи — заслужили ученых степеней (В.И.Кореньков — профессор, доктор технических наук). У него воспитанников сотни. И заняли они достойное место в жизни. А значит, педагог не зря тратил время на формирование их характера, не зря с такой терпеливостью открывал им окно в большой мир. Он почти тридцать лет преподавал русский язык и литературу в Талдомской средней школе. Предмет сложный, трудный и ответственный. Ведь литература воспитывает нpaвственность и высокую гражданственность. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Горький, Шолохов - первые наставники юности. Дмитрий Прокофьевич учил понимать этих авторов глубинно, оценивать не заученными словами, а по-своему. Поэтому и сочинения его воспитанников были с размышлениями. Прошло вот уже целых шесть лет как он на пенсии, но еще помнит сочинения тех ребят, которые особенно порадовали. — Каким оптимизмом, какой верой в победу, — говорит Дмитрий Прокофьевич, — дышали сочинения ребят, посвященные героям Отечественной войны! Могли его воспитанники посвоему сказать об Онегине. Григории Мелихове, Андрее Соколове... Я спросил Д.П.Антонова, какими путями, на его взгляд, сейчас следовало бы словесникам и литераторам учить школьников грамотности, более успешно прививать им любовь к литературе. — Надо меньше опекать, — отвечает старый учитель, — вырабатывать у детей навыки самостоятельности, больше проводить факультативных занятий. Ребята пошли развитые, начитанные, их надо увлекать своим предметом. Для этого не стоит жалеть ни времени, ни сил. И самому ему приходилось прихватывать ночи, чтобы обучать не только молодежь, но и их родителей. С 1922 года по 1934 год он работал в Нушпольской начальной школе. Днем учил детей, а вечером — их отцов и матерей (90 человек посещали кружок ликбеза). К тому же, сам учился заочно в Московском пединституте. Педагогический опыт очень пригодился ему, когда его назначили инспектором РОНО. Затем десять лет был директором Талдомской средней школы и вплоть до выхода на пенсию преподавал здесь. Учителя, с которыми он работал, знают его как умелого педагоги, чуткого товарища. И не только за эти качества ценили. Антонов всегда находил время для общественной работы — шестнадцать лет бессменно был депутатом горсовета, считался в районном обществе «Знание» неплохим лектором. Егo заслуги высоко оценены. Награжден значком «Отличник просвещения», орденом Трудового Красного Знамени. А самая высокая награда, в которой как бы воплощается смысл его работы, — орден Ленина. Почти двадцать лет носит он его на лацкане праздничного пиджака. Вечерами, когда на его столе остается дожидаться следующего дня недочитанная книга (Дмитрий Прокофьевич любит документальную литературу, вчера взял в библиотеке «Заговор послов». «О писателе и друге Новикове-Прибое»), он частенько вспоминает бывших учеников. Вот ведь память! Видит юного любознательного Юрия Градова. который сейчас работает в издательстве «Международной книги», Михаила Кудряшова, ныне сотрудника посольства в США, и многих-многих других. Да к как не вспомнить, когда то в центральной прессе встретит фамилию воспитанника, то сувенир или книгу в руки возьмет — с дарственной надписью от учеников. И нынешние школьники напоминают ему тех, своих. Он желает, чтобы и сегодняшние подростки тоже стали хорошими людьми, избрали бы в жизни специальность по способности. И тут многое зависит от педагогов. — Вот, прочитайте, - протягивает мне Дмитрий Прокофьевич тетрадь с записями, — мне хотелось поделиться с учителями мнением о воспитании ребят в старших классах. В его записках — ценные наблюдения, хорошие советы. Написаны они со знанием дела, по-учительски вдохновенно. П. Мякотин |
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (09.06.2008)
|
Просмотров: 866
| Рейтинг: 0.0/0 |
|