Рабочий день у Раисы Ивановны начинается рано. Чуть забрезжит рассвет, а она уже на ногах, торопится с сыном Сережей на автобус. Спешит к больной матери на Кустарную улицу в дом, где она родилась и выросла. Потом немного успокоившись, что ничего страшного с близким человеком не случилось, они расстаются до обеда. Сережа идет в школу, он учится в шестом классе. Раиса Ивановна по знакомой тропинке в старенькое одноэтажное здание начальных классов средней школы № 1. Там ее встречают малыши. У нее в этом году 33 первоклассника. И снова, в который раз встает задача; как из малышей сделать личность высокую и благородную, как создать коллектив? Идет урок математики. Начинается он с устного счета. В классе тишина. Ребята придумывают по заданию Раисы Ивановны задачи. Отвечает Наташа Фомичева: "У меня было два тюльпана, а у подруги на два больше". — Ребята, сколько было тюльпанов? - спрашивает учительница, помогите решить задачу Наташе. Дети поднимают руки, отвечают. Раиса Ивановна спрашивает: все ли знают, что такое тюльпаны, объясняет. - А теперь придумайте задачу, чтобы в ней указывалось на столько-то меньше. Нина Николкина придумала задачу о том, сколько звездочек вырезали из цветной бумаги ребята первого и второго класса. Получилось в ответе так, что второклассники всего одну только звездочку вырезали. Раиса Ивановна спрашивает ребят: - Хорошую задачу придумала Нина? Отвечает Женя Королев. Он говорит, что все правильно. Только как же так: ребят во втором классе много, а вырезали они только одну звездочку. Так не бывает. Устный счет заканчивается увлекательной задачей в стихах: «Посадили к елке в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Маши, Тани, Коли, Оли, Гали, Ноны, Пирожки уже готовы...» Учительница несколько раз повторяет задачу. Ребята думают. Большинство решило правильно. Ученики открывают тетради. У доски Валя Логунцова, она записывает уравнение, отвечает, что значит решить уравнение с одним неизвестным. Раиса Ивановна ходит по рядам, наблюдает, правильно ли пишут дети, наклоняется к каждому, показывая сколько клеточек надо отступить, чтобы начать записывать, где писать следующее уравнение, напоминает, что ноги должны стоять на подставках, просит, чтобы дети не горбились. Ее заботит и то, чтобы у каждого был порядок и тетради, выработалась эстетика записей, чтобы цифры и буквы были ровными. Голос у Раисы Ивановны спокойный, ровный, она не повышает его ни на полтона. Ребята за три месяца научились многому. Они организованны и коллектив, пожалуй, уже, сформировался; научились логически рассуждать и мыслить, уже самостоятельно могут решать уравнения. Уpок насыщен до предела, каждая минута распределена, учительница научила детей собранности и быстрой реакции, в классе с первых секунд урока настоящая рабочая обстановка. Трудятся все 33 малыша. А было в начале все иначе. Рыженькая девочка с первой парты у окна приходила в школу неопрятной, плохо вела себя на уроке, порой выкрикивая оскорбительные слова в адрес учительницы. Трудно было переломить все те домашние устои и порядки, к которым девочка привыкла за семь лет своей жизни. Но учительнице удалось сделать все возможное. И вот девочка сейчас сидит и работает вместе со всеми. Бывают музыканты и живописцы от рождения, от природы наделенные каким-то даром. Раиса Ивановна Кузнецова словно бы и родилась для того, чтобы быть учителем. 16 лет тому назад ее семью постигло горе: умерла сестра, оставив трехлетнюю дочь. И Раиса Ивановна, которой тогда был 21 год и жизнь у самой еще не была устроена, и работать только начинала, не задумываясь взяла Иринку на воспитание. Все эти годы заботилась о ней, как о самом близком, дорогом существе. А недавно, в октябрьские праздники у Иры была свадьба... Может быть, тогда, когда Иринка была маленькая, а потом Сережа родился, и стала Раиса Ивановна заботиться и о больной матери, и о детях, задумываясь ежедневно над тем, чем их накормить, во что одеть, как перестирать одежду, а, может быть, и раньше появился у нее особый талант души, если можно так сказать, чувствовать чужую беду острее, чем собственную, горячо, неравнодушно думать о том, кого ей доверили. Каждый маленький ее ученик три месяца назад беззаботно рос в кругу семьи, видел улыбку матери, бабушки, похвалы отца, его гладили по головке, а в школе оказалось, что он такой, как все и ему стало невесело. Раиса Ивановна глубоко понимая это, создала в классе хорошую, теплую обстановку. Она не допускает, чтобы ребенок разочаровался в себе и своих способностях. Учительница к каждому относится по-матерински и вовремя поправляет, поддерживает добрым словом, успокоит, приласкает. — Раиса Ивановна, меня Коля и Алеша обижают, - пожаловался мальчик, вошедший во время перемены в учительскую. — И ты, Женя виноват, нельзя быть такой ябедой, всегда на своих друзей жалуешься и говоришь неправду. Успокойся, вы еще помиритесь,— говорит ему Раиса Ивановна. Мудрый и терпеливый сеятель доброго Р.И.Кузнецова видит в каждом ребенке будущего строителя нового общества и прилагает весь свой ум, терпение, руки и сердце, чтобы потом ей было не стыдно за каждого из своих учеников. Раиса Ивановна в 1956 году закончила Краснохолмское педагогическое училище. И пришла в ту школу, где когда-то сама училась, в коллектив учителей, которые учили и ее. Р.И.Кузнецова - коммунист, в этом году ее избрали членом партийного бюро средней школы № 1. В прошлом на протяжении многих лет она была членом местного комитета профсоюза. Она - руководитель районной секции учителей первых классов, секции учителей начальных классов в своей школе. Вот что сказал о ней директор Константин Васильевич Баринов: «Раису Ивановну отличает от других ее удивительное трудолюбие, постоянное чувство нового, которое она передает своим коллегам и ученикам. Все учебные пособия, методические материалы, стенды для начальных классов она оформляет сама, оказывая большую помощь другим, никогда не отказывается ни от какой общественной работы». Самые первые ученики Кузнецовой в этом году закончили высшие учебные заведения, многие давно уже работают после окончания техникумов в разных уголках нашей большой страны. И каждый унес с собой частицу ее сердца, доброты, которые возвращаются к ней сейчас в виде поздравительных открыток, писем, телеграмм. Особенно много было их в те памятные дни, когда Раису Ивановну наградили медалью «За трудовую доблесть». Я встретилась с ее бывшими учениками, которые сейчас учатся в восьмом классе. Таня Лебедева, Ира Шарова, Саша Лазарев стоят в коридоре серьезные и задумчивые, когда я задаю им вопрос о том, какое впечатление у них осталось о первой учительнице. Все молчат, вспоминают. Сразу не скажешь... А потом Ира говорит: "Я не хочу обидеть других учителей, но пока в нашей жизни она, пожалуй, самая лучшая". За все свои годы работы у Р.И.Кузнецовой выработался особый нравственный принцип: она заботится не только о том, чтобы дети хорошо учились и хорошо себя вели в школе, но чтобы они смогли пройти достойно и честно через все жизненные испытания и сохранили лучшие черты, присущие их поколению. И. ПАРМЕНОВА. |