Если в школе - три ученика
Разговор наш — о малокомплектных школах, о том, насколько уютно в таких школах и ребятам, и учителям. Для начала представьте такую картину: две школы, не более чем в пяти километрах одна от другой. Находятся на территории одного совхоза. Первая с трудом вмещает в своих стенах 42 ученика. в другой учатся... три первоклассника. Кажется, не может такого быть. Но именно такую картину пришлось нам наблюдать в совхозе «Спутник». ...В Николо - Хотчинской начальной школе была перемена. В тесном коридоре детишки не знали, куда себя деть. Известно, в таком возрасте трудно усидеть на месте. И от ребячьей суеты коридор казался еще уже и непроходимее. Звонок на урок позвал за парты... Здесь две классные комнаты. В одной занимаются второклассники, в другой — ребята первого и третьего классов. В одном классе — два класса. Это не редкость для малокомплектных школ. — Этот урок у нас общий — рисование, — говорит директор школы Людмила Григорьевна Иванова. — Потом первоклассники разойдутся по домам, и я занимаюсь с третьим классом. Каждый день Людмиле Григорьевне приходится давать не менее семи уроков: ее ученики учатся в две смены... Классная комната второклассников — проходная. Излишне говорить о том, насколько это неудобно. Учительница второклассников Любовь Сергеевна Мозжухина хочет отгородить второй класс от коридора, чтобы ученики не отвлекались на хлопанье двери соседней комнаты. А вот маленькая комната со столом во всю стену. Здесь ребята обедают. — Всех, за этим столом, конечно, не разместить, — вздыхает Любовь Сергеевна. Очень тесно. Некоторым детишкам приходится обедать за партами. Теснота мешает нормальному обучению детей. Решено было даже весь третий класс отдать в Ермолинскую среднюю школу. Да родители учеников воспротивились. Не пожелали, чтобы их дети из Кошелева, где от дома до школы рукой подать, ездили учиться в Ермолино. Родительскую несговорчивость, конечно, трудно приветствовать, но очень легко понять. Поняли это и в районном отделе народного образования. «С мнением родителей в данном случае мы обязаны считаться», — сказала там. Но дальше этого «взаимопонимания» дело не пошло... Теперь заглянем в Глебовскую начальную школу. Каждое утро по крутым деревянным ступенькам школьного крыльца взбегают три перваша, два — из Глебова, один приезжает из Озерского. — Конечно, живем мы «по-барски», — говорит директор школы, она же и учительница первоклассников Валентина Степановна Осина. — Эта школа была прежде восьмилеткой. Так что мы никогда не чувствуем недостатка в наглядных пособиях, раздаточном учебном материале. Все это у нас даже в избытке, не находит себе применения. А само здание школы?.. Да, давайте пройдем по нему. У самого входа вас встретит дверь со строгой табличкой — «Учительская». Светлая, просторная, она может составить конкуренцию не одной учительской и в средней школе. Для кого она здесь? Далее — классная комната, тоже большая, прекрасно оформлена. Спортивный зал — с матами, мячами, прыгалками. Пионерская комната — с горнами, барабанами, со стендом для газеты «Пионерская правда». Здесь, как сказала учительница, малыши играют. Еще одна комната — большая, и до потолка высоко. Посередине — стол. И с тревогой подумалось: сюда бы гурьбу николо - хотчинских учеников... Обед малышам готовит техничка из картошки, закупленной у совхоза... После ребячьего гама в Николо - Хотчинской школе Глебовская показалась холодной и неприветливой. Валентина Степановна словно прочитала эти мысли. «Побольше бы сюда шуму, детских голосов». Валентина Степановна четвертый год преподает в этой школе. Больше пяти учеников здесь обучать не приходилось. Случалось, в одной классной комнате сидели ребята сразу из трех классов. — Здесь нужно быть виртуозом, — говорит Валентина Степановна, — Дать задание одним, позаниматься с другими... Установить бы хронометраж этого «учительского бега» по классу... Возьмем теперь для сравнения городскую школу. В Талдомской средней школе № 2 — восемь начальных классов. В двух первых классах учатся 70 ребят. Подробные рассуждения о том, насколько сложнее обучить счету, письму и чтению 30 учеников, чем трех, проверить в десять раз больше тетрадей, неуместны, это бесспорно. Спорным здесь будет лишь один момент. Оказывается, работа, по своему объему в десять раз большая, оплачивается почти вполовину меньше. Конечно, у каждой учительницы есть свои трудности, и у сельской, и у городской. Но что бы там ни было, каждая работа должна вознаграждаться в зависимости от ее объема... Вернемся к малокомплектным школам. Если говорить о них в целом, то таких школ у нас в районе — семь. Из них три — совсем малочисленные. Это Маклаковская (три ученика), Растовская (два ученика) и знакомая уже нам Глебовская. В остальных таких школах учатся от шести до одиннадцати учеников. И только в малокомплектную Николо - Хотчинскую (по-другому — Кошелевскую) школу ходит в четыре-десять раз больше учеников. Если Глебовская школа не имеет перспективы в увеличении числа учеников, то в Николо-Хотчинской обратная ситуация. В будущем учебном году в эту школу придут 18 первоклассников, тогда как выпуск составит 14 учеников... Государство содержит на селе малочисленные школы, чтобы приостановить отток сельского населения в город, чтобы создать необходимые условия для учебы маленьким школьникам. Но в данном случае получилось, что в «Спутнике» создали удобства для меньшинства. Каков же выход из создавшегося положения? Заведующий районным отделом народного образования В. Семенов говорит так: — В 1986 году в Кошелеве намечено построить новую начальную школу. Я, например, за то, чтобы там строить восьмилетку. Ведь у нас на каждой центральной усадьбе отдаленного совхоза есть своя восьмилетняя школа. Нет такой школы только в «Спутнике». Может, в этом действительно выход? Е. ШУТКО. (Наш корр.). |
Категория: Школы | Добавил: alaz (05.08.2009)
|
Просмотров: 890
| Рейтинг: 0.0/0 |
|