Деревня Павловичи (бывшего Александровского уезда Владимирской губернии), пожалуй, спецификой распределения рабочей силы по отраслям производства несколько отличалась от других селений нынешнего Талдомского района. Здесь жили и башмачники. Они обнищали до такой степени, что уходили на заработки в другие деревни, поручив женам и детям заниматься земледелием. Часть населения работала на кузнецовской фарфоровой фабрике в Вербилках. Среди павловических богачей славились братья Василий и Павел Серовы, которые имели 1000 десятин леса и торговали им. Духовную пищу павловическим крестьянам давали церковь Благовещения да один раз в месяц попадавшая в деревню газета «Сельский вестник». Советская власть не давалась легко крестьянам, жившим на территории Павловического сельского Совета. Но борьба за нее велась жесткая. В начале 20-х годов в деревнях Семеновское, Сущево и других организовались партийные ячейки. До ныне народ хранит память о коммунисте Владимире Григорьевиче Тулупове, который уже тогда серьезно взялся за решение вопросов укрепления Советской власти в деревне и готовил народ к организации коллективных хозяйств. Насколько был дальновидным В.Г.Тулупов, говорит следующий пример. На селе нужны были кадры, и секретарь партячейки внимательно присматривался к людям, оценивал их положительные качества для подготовки сельских партийных работников. Одного из них — Константина Николаевича Гришина по ходатайству Владимира Григорьевича направили в Кимрскую партшколу. И В.Г.Тулупов не ошибся. К.Н.Гришин с честью прошел большой путь партийного работника от сельского партийного вожака до секретаря обкома партии в Рязани. Позже Константин Николаевич Гришин — работник одного из министерств РСФСР. В годы коллективизации на территории Павловического сельского Совета возникло более 10 колхозов и коммуна «Центральная». Не хватало техники, опыта, слабой была материальная база. Бардуковская коммуна «Центральная» (потом колхоз) вырослв за несколько лет в мощное хозяйство, колхоз даже в трудные годы Великой Отечественной войны не снизил производства сельскохозяйственной продукции. Руководила им знатная женщина нашего района, член КПСС Матрена Ивановна Молчанова. Потом все хозяйства зоны Павловического сельского Совета объединились в один колхоз — сельхозартель «Дубна», который считался одним из передовых хозяйств района. В 1948 году в Павловичи и окружающие деревни пришло электричество. Только в деревне Семеновское на 36 домов имелось 17 телевизоров. А всего в 12 населенных пунктах голубые экраны горели в 100 домах. 13 домов колхозников обеспечены газом, в 30 домах деревни Бардуково имелся водопровод. Холодильники, стиральные машины и современная мебель стали достоянием большинства жителей колхоза. Возрос и уровень общего образования сельского населения. Достаточно сказать, что из 9 учителей школ Павловического сельского Совета семеро — местные, получившие образование при Советской власти. К сожалению, материалов о прошлом деревни Бардуково сохранилось очень мало. Известно, что прежде эта деревня входила в Нушпольскую волость Александровского уезда Владимирской губернии под названием Бардуковской усадьбы. В 1881 году волость насчитывала 28 обществ и 41 селение. Сюда входили деревни Акишево, Батулино, Бурцево, Васьково, Волково, Головково, Гуслево, Ельциново, Жуково, Калинкино, Караулово (дача), Коробетиха, Костенево, Кунилово, Леоново, Лютиково, Медведково, Никулино, Павловичи, Пашино и другие. В списках земель частных землевладельцев 1889 года значится, что владелицей деревни была помещица М.П.Зилова, имевшая 366,5 десятины сельскохозяйственных угодий, из них 59,5 десятины леса. Земли оценивались в 3790 рублей. После революции в Бардуково была создана коммуна "Центральная". Потом на ее базе образован колхоз, которым долгое время руководила коммунистка Матрена Ивановна Молчанова. Это хозяйство и в годы войны не снизило производства сельскохозяйственной продукции. В 1949 году оно объединилось с Павловическим колхозом. Главной усадьбой стало село Павловичи, председателем объединенного колхоза была вновь избрана М.И.Молчанова. Еще в 1923 году в Павловичах была создана комсомольская ячейка на базе драматического кружка, который занимался в бывшем барском доме поместья Бардуково. 1950 году деревня Бардуково вошла в объединенный колхоз "Дубна", на землях которого в марте 1969 года был создан совхоз "Красные всходы". Сведения, как видим, отрывочные и неполные. Думается, куда больше материалов по истории деревни Бардуково можно было найти не в музейных материалах, которыми мы руководствовались, а на месте - в воспоминаниях старожилов, в сохранившихся документах, письмах. И работу эту могут проделать энтузиасты, по-настоящему любящие свою маленькую родину - деревню, село или поселок, город, в которых они родились, выросли, научились отличать хорошее от плохого, встретились с настоящими людьми, познали радость труда. Ведь история нашей многонациональной Отчизны складывается из истории крохотных деревень и огромных городов, отбирая самое важное и наиболее типичное. И очень ценным вкладом в копилку "большой" истории, истории как науки, являются истории "маленькие", рассказы о прошлом и настоящем отдельных сел, деревень, городов, написанные истинными патриотами по воспоминаниям старожилов, по сохранившимся документам. Такой труд проделал уроженец села Павловичи, один из первых комсомольцев, ныне пенсионер союзного значения Георгий Васильевич Сыров. Он передал Талдомскому краеведческому музею рукописную историю родного села. Исследование Г.Сырова предваряют такие слова: "Документальная история дает нам возможность не только познавать, но и представлять жизнь людей в прошлом, понять их отношения, их быт и общественный уклад эпохи, в которую они жили. Каждая запись, сохранившаяся от прошлых поколений, - это крупица общей истории, поэтому она имеет большую ценность для каждого человека и общества. Пройдут десятилетия, века, и у людей не только не погаснет интерес к прошлому, но, наоборот, возрастет с еще большей силой". Работа, проделанная Г. Сыровым, велика по объему и разнообразна. В его реферате - изыскания по археологии, топонимике (науке о происхождении географических названий), архивные материалы, свидетельства очевидцев. Автору удалось показать небольшое село Павловичи на фоне общественно-исторического процесса. Есть в его работе впечатляющие, точно подмеченные и ярко обрисованные картины жизни, малоизвестные факты. Повествование начинается со времен древних стоянок в наших местах по Дубне - за три-четыре) тысячи лет до нашей эры. Об этом свидетельствуют раскопки в районе Николо-Перевоза, у южной окраины деревни Сущево. Далее речь идет о заселении этой местности вплоть до новейшего времени. В начале XIX века (видимо, в 1803 году) в составе Александровского уезда Владимирской губернии была образована Павловическая волость. В ее состав входило 19 обществ, 26 селений с числом душ - 14696. Земли были собственные и оброчные. В 1881 году Павловическая волость была объединена вместе с Куниловской волостью и образована Нушпольская волость того же Александровского уезда. В нее вошли 28 обществ и 41 селение. Почему деревню вначале называли Павлово, а позже Павловское и Павловичи, установить автору не представилось возможным. Обращает, однако, на себя внимание тот факт, что все окружающие селения в большинстве своем имеют названия с окончанием на "о", а многие из них до сих пор носят названия, схожие с именами мужчин и женщин. Большой интерес вызывают изыскания Г. Сырова об экономическом развитии села Павловичи. После отмены крепостного права в 1861 году быстро стали развиваться промыслы, особенно башмачный (из 22 хозяйств башмачнили 13 хозяйств), а также торговля. Например, семья Новиковых занималась торговлей сбруей для упряжи и содержала чайную. Павел Серов торговал бакалеей, Василий Серов - водкой и кожевенными товарами, Анастасия Арефьева - текстилем. У Федора Серова была кузница, у А. Русакова - двигатель внутреннего сгорания, от которого работали чесальные машины, мельница, машина по обмолоту и сортировке зерна. Семьи С. Зюзина и В. Пискарева валяли валенки, два хозяйства Овчинниковых занимались выделкой овчин. Был свой портной - Белов и столяр - Тупаев. Хозяйство Н. Шмелева имело свою мастерскую по шитью башмаков с привлечением наемного труда. "Весьма характерной для деревни была связь кустаря с сельским хозяйством. Занимающиеся промыслами крестьяне-общинники находили выгодным нанимать для обработки своих полей батраков. Привлекались подростки - отмечает Г. Сыров. У церкви Николо-Перевоз два раза в год устраивались ярмарки, где крестьяне продавали косы, грабли, телеги, упряжь, гончарные изделия, скот, детские игрушки, сладости. Здесь была чайная К.Кашехлебова, постоялый двор. Крестьяне села Павловичи приезжали сюда как покупатели и как торговцы. Накануне революции в Павловичах насчитывалось 48 крестьянских дворов, 229 человек населения, в том числе мужчин - 112, женщин - 117 человек. Восемь хозяйств не имели надела земли. Среди крестьян по две лошади было в 3 хозяйствах, по одной лошади - в 27 хозяйствах, 16 - безлошадных хозяйств. В деревне имелось 45 коров: в семи хозяйствах - по две коровы, в 31 хозяйстве - по одной, в десяти хозяйствах не было коров. Бедняцких хозяйств насчитывалось 16 (34,8 процента), середняцких - 24 (52,2 процента), кулацких - 8 (13 процентов). Дети учились в трехлетней церковно-приходской школе Благовещение, образованной в 1821 году. Число учащихся в 1892-93 учебном году, например, было 37 человек из деревень, входящих в приход. О том, как встретили революцию в Павловичах, записано со слов Василия Евсеева. "В полдень мы услыхали звон колоколов и побежали к пожарному сараю - постоянному месту собраний общества деревни. Здесь мы узнали, что к власти пришли Советы и принят Декрет о земле. Отсюда все пошли к дому богатеев Серовых, а потом к чайной Новиковых. Разломали у дома поднавес, а затем остановились. Среди крестьян послышались голоса, зачем, мол, заниматься погромом. А на следующий день была создана комиссия по распределению национализированных земель в составе Силачева из деревни Кушки, представителя от волости, Н. Сорокина из деревни Васьково, А. Арефьева из села Павловичи. Более 300 десятин земли, принадлежавших ранее помещикам и кулакам, перешли в общественное пользование и были переданы по решению схода безземельным и малоземельным крестьянам. В мае 1924 года в Павловичах было организовано сельпо, в него входило 14 деревень. В 1928 году скооперировались кустари, занимавшиеся шитьем обуви, из деревень Павловичи, Гуслево, Семеновское, Головково, Стариково. Артель имела четыре мастерские, 326 членов. За год артель вырабатывала продукции на сумму 468 тысяч рублей (в ценах 1931 года). В 1931 году в Павловичах был создан колхоз, в который вступило 37 хозяйств. Председателем избрали двадцатипятитысячника с Вербилковского фарфорового завода Денежкина. Колхозное производство неуклонно развивалось, росли доходы хозяйства и крестьян, работающих в нем. В годы войны из Павловичей на защиту Родины встали 55 человек. Только из семьи Александра Евсеева ушли на фронт семеро - Николай, Василий, Петр, Иван, Андрей, Виктор и Егор. В колхозе остались женщины и старики. Кроме того, из, прифронтовых районов был эвакуирован скот. Отсутствие рабочих лошадей создавало огромные трудности в проведении сельскохозяйственных работ. В послевоенные годы Павловичи стали центром объединенного (1950 год) колхоза "Дубна" (просуществовал до марта 1969 года). На развитии хозяйства благотворно сказались решения партии по сельскому хозяйству, особенно мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Укрепилась его материально-техническая база, улучшились условия труда и быта крестьян, что содействовало росту производительности труда. Колхоз "Дубна" был дважды миллионером. С организацией совхоза "Красные всходы" (1969 год) из трех отделений - Павловического, Семеновского и Нушпольского (прежде входило в совхоз "Комсомольский") открылась новая страница села Павловичи как центра одного из девяти совхозов Талдомского района. В кратком изложении невозможно передать весь труд Г. Сырова на 60 машинописных листках. Здесь мы коснулись самого основного. В завершение хочется сказать хотя бы несколько слов об авторе истории села Павловичи. Георгий Васильевич Сыров родился в деревне Павловичи в 1906 году. С 1916 по 1919 год был учеником башмачника. Потом поступил в Дмитровскую профтехшколу имени Кропоткина, где получил квалификацию рабочего по слесарно-механическому делу. В 1921 году Георгий Васильевич вступил в комсомол, был секретарем комсомольской ячейки школы. Два года спустя он выступил инициатором организации комсомольской ячейки в родном селе Павловичи. С июня 1924 года Г. В. Сыров жил в Москве. В 1926 году Георгий Васильевич принят в ряды Коммунистической партии. Он активно занимается комсомольской работой. В 1928 году уходит на службу в армию, оттуда возвращается в звании младшего лейтенанта. После службы в армии Георгий Васильевич работает в ЦК комсомола, заканчивает летную школу, работает в Московском городском совете ОСОАВИАХИМа. Перед началом Великой Отечественной войны Г. Сыров переведен на работу в Московский комитет партии. Он - участник битвы под Москвой. 28 декабря 1941 года в боях под Боровском он получил два тяжелых ранения, стал инвалидом второй группы. За образцовое выполнение приказа командования и проявленную при этом отвагу награжден орденом Ленина. После ранений демобилизован из армии, возвращается на работу в Московский комитет партии. В феврале 1945 года был избран первым секретарем Красногорского горкома партии Московской области. Далее работал в аппарате МК КПСС, первым секретарем Тушинского и Химкинского ГК КПСС. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. С 1957 года Георгий Васильевич занимался профсоюзной работой, а в 1961 году ушел на пенсию. Но отдыхать не собирался. Работал во внештатном отделе Кунцевского районного комитета народного контроля, секретарем партийной организации ЖЭКа. Г. Сыров - активный участник литобъединения старых большевиков при Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1977 году Георгий Васильевич начал работу над историей своего родного села, параллельно трудился над историей Талдомской комсомольской организации. Оба рукописных сборника переданы им в дар Талдомскому музею. |