Как утверждает исследователь нашего края Лев Крылов, пользовавшийся Кашинской писцовой книгой 1627-1629 годов» и «Кашинской переписной книгой 1677 года», Талдом упоминается впервые в 1677 году, как деревня в 7 дворов с 38 жителями. В деревне проживало пять семей Меньшиковых, одна семья Турских и одна семья Подъячевых. Любопытно, что эта перепись звучит в документе (привожу запись одного наиболее численного двора). «Во дворе Никита Семенов, прозвище Турской. У него сын Гришка и сын Савка осьмнадцати лет, Родионка – пятнадцати лет, Андрюшка – тринадцати лет, Кирилко – осьми лет, Степка – шести лет. У Гришки сын Трофимка – двух лет, у Савки сын Степка – полутора году». В переписи нигде не упоминаются лица женского пола. Это произошло потому, что перепись преследовала цель учесть мужские души, которые облагались подушной податью. Как возникла деревня Талдом, не установлено. Не установлено также, откуда появилось и само название. Нерусское звучание последнего вызвало у Крылова предположение, что поселение Талдом возникло очень давно, в пору расселения на территории района финских племен, и неоднократно разорялось (так Крылов пишет, что в переписной книге 1627-1629 гг. о Талдоме нет даже простого упоминания), возникая вновь под старым названием. Все легенды, связанные с возникновением Талдома, не выдерживают серьезной критики, хотя, видимо, и отражают некоторые реальные события в его истории (например, приезд Тверского архиепископа). Судя по всему, отличие Талдома от других деревень заключалось лишь в его географическом положении; в нем сходилось пять дорог современного направления. На первых порах это не имело серьезного значения, но затем стало важным, сюда, на берег речки Талдомки, на место нынешней площади Карла Маркса (т.е. на наиболее высокое место) свозились для обмена, купли и продажи различные товары, а жилые дома, как обыкновенно, ютились в низине, на месте нынешней улицы имени Салтыкова-Щедрина, чтобы северные ветры не докучали жителям в непрочных избах. Географическое положение Талдома определило для него и постройку в нем деревянной церкви (по расчетам Крылова, в 1680 году). Это означало, что деревня, став селом, становилась и центром «Прихода», куда тяготели ближайшие деревни. В 1739 году приход состоял из 66 дворов с 634 мужчинами и 676 женщинами. Само население Талдома росло медленно. В 1829 году согласно «Исповедальной ведомости Талдомской церкви» в нем имелся 31 двор, где проживали 170 мужчин и 156 женщин, а в 1835 году - 41 двор со 194 мужчинами и 242 женщинами и лишь в 1859 году количество дворов достигло цифры 147, а население составило 508 мужчин и 537 женщин. Но на этом рост села как бы замер. К концу 60 годов, то есть после отмены крепостного права, усилившего укрупнение промышленных сел, в Талдоме было не менее 200 домов. Село неоднократно горело. Особенно большой пожар был в 1869 году, о нем есть свидетельство, хранящееся в архиве Талдомского музея, а именно письмо приказчика Ермолинского имения Салтыковых И.С.Былинина от 2 сентября 1869 года, очевидца пожара. Он писал своему помещику И.Е.Салтыкову: «...еще сообщаю вам, что Талдом в течение 4 дней два раза горел и наделались чистые поля так, что до 155 домов изгорело». В последующих годах вплоть до начала XX века количества домов не превышало 200, а количество жителей составляло чуть больше 1000. В XVII веке жители Талдома были крепостными, но не помещичьи, а самого царского двора: по тогдашнему административному делению Талдом относился к дворцовой Кимрской волости. В ней на 1635 год состояло 153 двора и проживало 500 мужчин. Выделенные из станов и волостей дворцовые имения были в прямом подчинении дворцовым приказам. Дворцовые крестьяне несли повинности: денежные сборы и всякое изделие. Дворцовые земли в 1612-1625, а также в 1682-1700 годах щедро раздавались влиятельным при дворе лицам, царским родственникам и духовенству. Так, видимо, Талдом вместе с деревней Дубровка и некоторыми другими прилегающими к ним землями (около 1/6 части) перешли во владение Тверского архиепископа. В 1764 году Екатерина II, опасавшаяся усилившегося влияния духовенства, провела изъятие церковных земель и ввиду этого село Талдом перешло в казну, то есть в собственность государства. Жители Талдома стали выполнять те повинности, которые предусматривались для казенных крестьян. В их состав входили: подворная, строительная, дорожная повинности, подушная подать, различные сборы на местные земские и мирские нужды (содержание дорог, оплата выборных должностных лиц и т.д.) В правовом отношении положение казенных крестьян по сравнению с помещичьими было несколько лучше. Они имели право свободно избирать себе род деятельности (заниматься торговлей, промыслами), приобретать на свое имя имущество. В таком состоянии жители Талдома находились вплоть до отмены крепостного права (1861 год). По географическому положению Талдом рано стал удобным пунктом своза продуктов, их продажи и обмена. Это определило его дальнейшую судьбу. В 40-х годах XIX века, когда денежные отношения уже явственно разъедали крепостнические хозяйства, Талдом становится в округе на 20— 50 верст важнейшим торговым пунктом. В нем проводятся ежегодные ярмарки на Михайлов и Ильин день, а затем еженедельные торги. Денежный оборот составлял в 1842 году: в Михайловскую ярмарку 1.240 рублей привоза и 646 рублей сбыта, в Ильинскую - 1.112 рублей привоза и 576 рублей сбыта. В еженедельные торги было привезено товаров на 88.500 рублей, а сбыта - на 84.085 рублей. Что продавалось на ярмарках и торгах? В деревнях, близлежащих к Талдому, в то время изготовлялись из ели, сосны и осины кадки, ведра и корыта: дерево различной длины крестьяне покупали у помещиков, уплачивая за них от 4 до 10 копеек, а продавали изделия в Талдоме по 10 копеек за корыто, 12 копеек за пару ведер и по 30 копеек за кадку средней величины. На торгах в Талдоме продавались медные и железные изделия, посуда, полотно, бумажные и шерстяные ткани. Мелкие торговцы и крестьяне привозили сюда деготь, мыло, конопляное и льняное масло, горшечную и деревянную столовую посуду, решета, веретена, прядильные гребни, серебряные, медные и оловянные кресты, пуговицы, серьги, кольца, пилы, наперстки, ножницы, ножички, роговые гребни, ситцы, платки, кумач, соленую говядину, сельдь, снетки, белугу, сомов, мелкую соленую рыбу, мороженую и свежую рыбу, баранки, кренделя, пряники, груши, яблоки и т. д. (см. «Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении». Тверь, 1854 год). Многие жители Талдома в силу его положения (сосредоточение 5 дорог, наличие торгов и тракта Кашин-Дмитров) извлекали себе пользу от постоя приезжих торговцев и перевозки их товаров. Так возникали в Талдоме постоялые дворы, кабаки, чайные. С отменой крепостного права в Талдоме наблюдается значительный прилив населения, организуются мастерские, образуется местная буржуазия. К 1888 году Талдом становится типичным торговым селом, хотя и весьма небольшим по размерам. В нем имелось два постоялых двора, почтовая и почтово-телеграфная станции, 8 башмачных мастерских, 3 кузницы, 3 трактира, 3 винных, 40 колониальных и мелочных лавок, больница с приемным покоем на 5 кроватей, аптека, одно земское училище, каменная церковь (ныне здание обувной фабрики). Талдом в это время — волостной центр Калязинского уезда. Вокруг него группировались 52 деревни, объединенных не только волостью, но и приходом. Талдомской волости принадлежало в это время первое место в уезде по сосредоточенности башмачного, скорняжного и торгового промыслов. В ней насчитывалось 43 башмачных и 5 скорняжных мастерских, 132 торговых заведения. Ведущим промыслом был башмачный: из общего количества башмачников, скорняков и сапожников в 2.446 человек - 1.152 были башмачники. Особо следует отметить занятость женщин в этом промысле (25,9 процента всех кустарей), большая часть их отходила на работу в Москву и Корчевский уезд (ныне Кимрский район). Большая концентрация башмачного производства вокруг Талдома превратила его на южной окраине Тверской губернии в центр сбыта обувной продукции. Талдом на протяжении 70 лет, вплоть до 20-х годов нашего столетия, с небольшими затишьями активно поставлял обувь во все концы России - в Сибирь, на Кавказ, в Среднюю Азию, Поволжье. Внешние связи Талдома особенно усилились после открытия в 1901 году железной дороги Москва-Савелово. Дорога позволила кустарям сбывать продукцию круглый год независимо от сезона. Это обусловило дальнейшую концентрацию производства и капитала в Талдоме. Так, накануне войны в 1914 году, в Талдоме было с десяток башмачных мастерских с количеством рабочих свыше 100 человек и с полсотни мастерских с количеством рабочих менее 100 человек, имелись фирмы с миллионными оборотами в год и несколько торговых и производственных заведений с годовым оборотом в сотни тысяч рублей. Погоня за заработком превращала труд кустарей в изнурительный и ужасный по санитарным условиям. Рабочий день ничем не регламентировался, он продолжался от зари до зари. Кустарь работал сгорбясь, в небольших каморках, в спертом, наполненном вредными испарениями воздухе. Автор статистического описания Тверской губернии 1888 года констатировал, что ввиду этого в Талдомской волости за 1887-1889 годы умерло от чахотки 16 процентов всех больных, а амбулаторных больных 37,9 процента. «На эту волость, - пишет он, - падает максимум как умерших, так и больных чахоткой, причем число последних значительно превышало число первых». Особенно тяжелые условия труда и быта кустаря сказывались на здоровье детей. Детская смертность доходила до ужасных размеров: на 1.000 новорожденных умирало 500. Антисанитарные условия способствовали распространению эпидемий скарлатины, оспы, тифа, коклюша, поноса, кори, от которых умирали дети в возрасте, главным образом, от 1 года до 5 лет. Ясно, что небольшая больница, существовавшая в Талдоме, была бессильна что-либо здесь сделать. Вся духовная жизнь талдомских жителей сосредоточивалась вокруг церкви: моления, престольные праздники, соблюдения древних обычаев, освященных церквью, воспитание в страхе божьем. Церковь внушала людям религиозную мораль, священнослужители держали в своих руках многое в жизни мирян, являясь главной духовной опорой самодержавия на селе. Священники ведали и школьным, и библиотечным делом (например, в Семеновском библиотекарем был священник, церковно-приходские школы в районе числом 17 находились непосредственно под управлением священников). Среди населения Талдомская церковь, как это явствует из приходской книги 1889 года, проводила сборы в пользу Западного края, на язычников в империи; на Кавказ, на гроб господень, Палестину. Ни кино, ни клубов, ни музея, ни библиотеки в Талдоме не было. Только в начале XX века у крупных торговцев, столкнувшихся с цивилизацией, появились личные библиотеки, которые впоследствии составили первые фонды нашей районной библиотеки. Так называемая народная библиотека-читальня имени великой княгини Ольги Николаевны была открыта в Талдоме лишь в 1897 году. Эта была первая публичная библиотека на территории района (вторая открылась в 1914 году в Семеновском). Помещалась библиотека в здании волостного правления, работала ежедневно от 10 до 2 часов. Имела фонд в 2.301 книгу. Любопытно, что в 1914 году в ней состояло читателей: мужчин—128, женщин—68, 101 мальчик и 129 девочек. С 1 октября 1913 года по 1 октября 1914 года ею было выдано 456 книг. Только в 1904 году в Талдоме была открыта шестиклассная министерская школа. Оканчивая этот очерк из истории города Талдома, заметим, что городом Талдом стал с 1918 года, получив наименование Ленинск, и являлся уездным центром (уезд был шире района) вплоть до 1929 года. При районировании в 1929 году Талдом стал районным центром со старым своим названием. |