С установлением советской власти в с. Талдом в марте 1918 года большевики принимают неотложные меры по перестройке всей политической жизни кустарного, мелкобуржуазного края на совершенно иную основу. Прежде всего, волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов под руководством коммунистов очищается от прокравшихся буржуазных элементов в своем составе, ликвидирует остатки старого управления и создает новые органы управления политической, хозяйственной, культурной жизнью. Протоколы Талдомского Совдепа за 1918—1919 годы, хранящиеся в местном краеведческом музее, наглядно показывают, как часто приходилось собираться на заседания исполкому волостного Совета, чтобы найти наиболее правильные решения о каждой конкретной ситуации.
Это и неудивительно: ведь все было внове, все только начиналось строиться, тем более, в непролетаризованном краю. Задача усложнялось еще и тем, что Талдом и от бывшего Калязинского уезда «отошел», и к Московской губернии никак не мог присоединиться, несмотря на неоднократные просьбы к центру — выделиться в самостоятельный уезд Московской губернии.
В исключительно острой обстановке Талдомский волостной Совет принимает и проводит в жизнь решения, направленные ив ликвидацию экономических позиций местной буржуазии. Это национализация мастерских, магазинов и складов, революционный налог на крупных торговцев, конфискация имущества у богачей, изъятие хлебных запасов. Вместе с тем выносятся решения об упорядочении продовольственного дела, об организации государственных обувных мастерских и колодочной фабрики, о создании в Талдоме коммуны им. Н. Г. Чернышевского и первой электростанции...
Во второй половине 1918 года создается совнархоз (в ноябре его председателем был утвержден М. П. Седов), который был призван руководить всей хозяйственной жизнью района. Он сразу приступил к организации государственных мастерских по пошиву обуви, а также и обувных артелей. Надо было регулировать обувное производство в крае, уменьшить влияние на него мелкобуржуазной стихии. Были созданы 1-я советская мастерская в Талдоме, 2-я советская мастерская в Вотре и 3-я советская мастерская в Высочках.
Образцовой стала Талдомская мастерская. В ней работало 150 человек. Мастерская состояло из пяти отделов: штамповочного, закройного, заготовочного, затяжного и отделочного. В каждом отделе был свой инструктор, который руководил распорядком и ходом работы. Рабочий день длился 8 часов.
Вот что писал о работе этой мастерской ее бухгалтер М. Киселев (газета «Крестьянин и рабочий», 10 декабря 1918 г.): «Дружно и энергично проходит 8-часовой рабочий день, твердо стоит на своем месте рабочий, зная, куда и к кому обратиться с запросом, строго соблюдая выработанный устав мастерской. Нет той сумятицы, нет той бестактности, которая наблюдается во всех неорганизованных мастерских. От стука молотков, от трескотни швейных машин, от жужжанья рашпилей, стучит и гремит мастерская в работе, и только мерно и плавно, словно сознавая важность своей работы, ходят штонцмашины».
Для того времени эта мастерская имела неплохую производительность: в месяц она вырабатывала 6000 пар обуви, делая оборот до 300.000 рублей (в тех деньгах).
Обувному краю очень необходимо было колодочное производство, и совнархоз взялся за организацию его в декабре 1918 года. Впоследствии колодочная фабрика разместилась в здании бывшего волостного правления. (Это здание, как и вся старая колодочная фабрика, было разобрано совсем недавно, при переводе ее в качестве цеха в новый корпус Tалдомского экспериментального завода технологического оборудования.). Тогда на выделке колодок было занято 12 человек.
B местной печали 1920 года подчеркивалось, что фабрика — с парным (паровым) станком. И далее делалась сноска: после сожжения г. Борисова с его колодочными фабриками Ленинская (Талдомская) фабрика является чуть ли не единственной в Советской России. Ее колодками снабжались как мастерские, так и отдельные кустари обувного производства.
Так зарождалась новая государственная промышленность Талдома — Ленинска. Совнархоз работал энергично. Все хозяйственные предприятия стали приносить чистую прибыль, отмечала газета «Крестьянин и рабочий» 18 февраля 1919 г. в статье «Как развивают промьшлленность».
Отдел утилизации, созданный в январе 1919 года при совнархозе, занялся выполнением заказов для Красной Армии — пошивом обуви, обмундирования. В обувных мастерских отдела работали 150 человек, да в артелях — 80. 75 человек были заняты в портновских мастерских и 75 человек — таких же артелях. Они же выпускали и гражданскую обувь, и одежду.
Расширило сферу своего влияния Талдомское отделение Дмитровского союза кооперативов, созданного еще до Октябрьской революции на базе капиталистической кооперации. В условиях нового строя эта кооперация приобретала все более социалистический оттенок. Чтобы занять безработных кустарей, оставшихся таковыми вследствие национализации частных мастерских, Талдомское отделение открыло кожевенно-обувной отдел. Были построены склады, дом для рабочих, хозяйственные службы.
В 1918 — 1920 годах в центре внимания волостного Совета рабочих и крестьянских, а потом и красноармейских депутатов, Ленинской партийной организации РКП (б), как и повсюду в Советской России, была гражданская война. Участие в ней выражалось в трудовых «неделях фронта», в субботниках, в поставке, как уже говорилось, Красной Армии обуви и обмундирования.
Партийные мобилизации на борьбу с Колчаком, Деникиным и Юденичем, проведенные одна в конце года, две другие — в году, дали фронту 25 коммунистов. На войну с панской Польшей в 1920 году Ленинская организация получила наряд от губкома на 6 коммунистов, но решила послать вместо 5 процентов своего состава, как это требовалось, 10 процентов.
Вместе с тем эти годы характеризуются И борьбой волостного Совета, коммунистов с голодом, хозяйств венными трудностями, вызванными гражданской войной. Напряженнейший период в жизни молодого Советского государства пытались использовать в своих целях антисоветски настроенные элементы, кулаки. Они рассчитывали, что именно в это время удар будет как раз впору.
В 1918 году население Талдома получало всего лишь 1/8 фунта (50 граммов) хлеба «на человека. В 1919 году положение с хлебом в волости еще более обострилось.
От недоедания стал распространяться тиф. При больнице пришлось срочно открыть три «заразных» барака. Для незаразных больных снимались частные квартиры.
Только с ноября 1918 года по февраль 1919 года из Талдомской волости убыло 5 тысяч человек в поисках хлеба («Крестьянин и рабочий», 25 февраля 1919 г., «Продовольственное дело в Ленинском районе и волости»).
Классовые враги стремились создать впечатление, что все зло идет от большевиков. Против линии коммунистов выступали и социал-революционеры (эсеры).
Так, организация эсеров-максималистов, сформировавшаяся в конце 1918 года, высказалась за сотрудничество с Советской властью, но без коммунистов. На одном из съездов волостного Совета при обсуждении вопроса о распределении единовременного налога на кулачество один ив выступавших внес предложение переизбрать исполнительный комитет, поскольку коммунисты, по его утверждению, не выражали интересов большинства населения.
На все попытки отстранить коммунистов от руководства, а следовательно, и подорвать Советскую власть, комитет РКП (б) прибегал крешительным мерам. Это относится, в частности, к ситуации, сложившейся в апреле 1919 года. Вот о чем свидетельствует протокол заседания исполкома Ленинского волостного Совета от 3 апреля 1919 года:
«Принимая во внимание:
1) ведущуюся за последнее время злостную агитацию безответственными лицами, распространяющими нелепые слухи на почве продовольственного кризиса;
2) антисоветскую агитацию, ведущуюся среди темных масс населения;
3) участившиеся кражи в г. Ленинске и волости, организуемые бандами, нападающими на мирных жителей города и волости, уводящими со дворов скот, и сопровождающиеся взломом зернохранилищ и хищением зерна с мельниц, предназначенного для голодающих граждан,
исполком Ленинского волостного Совета постановил:
объявить на военном положении Ленинскую волость и г. Ленинск.
Все лица, замеченные в краже, а также ведущие агитацию антисоветского направления и раслространяющие нелепые слухи, будут арестовываться и предаваться революционному суду военного времени».
Так приходилось одновременно и защищать Советскую власть, и вместе с тем продолжать строить новую жизнь.
Буквально с первых же недель организации Советской власти в с. Талдоме волостной исполнительный комитет, партийная организация РСДРП занялась перестройкой всего дела просвещения на новой, пролетарско-классовой основе. Именно с марта 1918 года бывшее узкое просвещение организационно переводится на широкий путь народного образования, когда к учебе открываются двери для всего народа. По намеченному плану с народным образованием тесно смыкались и культурно-просветительная работа среди населения, политическое воспитание масс.
Эти функции на первых порах выполнял совет по народному образованию. Вот о чем говорит протокол заседания исполкома Талдомского Совета крестьянских и рабочих депутатов от 17 марта 1918 года:
«Совет по народному образованию ведает всем школьным, внешкольным и дошкольным образованием в волости. В его ведении находятся все школы всех 3-х ступеней: начальные, высшие начальные, гимназии, школы для взрослых, библиотеки, чтения для взрослых и п. п., культурно-просветительные мероприятия. В ведении Талдомского совета народного просвещения находится, кроме того, открывающийся книжный магазин, магазин учебных пособий, типография и кинематограф.
Совет по народному образованию избирает преподавателей всех школ и исполнительный комитет по народному образованию».
Важно подчеркнуть, что в политическом отношении совет контролировался комиссаром Совета депутатов. Позже, в мае 1918 года, совет по народному образованию был упразднен, а вместо него создан отдел народного образования при волисполкоме.
Без преувеличения можно сказать, что вопросы народного образования и культурно-просветительной работы среди населения в 1918-1919 годах стояли одними из основных на заседаниях волисполкома и съездах Совета.
Что же практически было осуществлено уже в первые, очень напряженные для молодой Советской власти годы.
Прежде всего, перестройка образования касалась расширения сети школ, их укрепления. В бывшем доме крупного торговца (ныне Талдомская восьмилетняя школа № 3) была организована школа-девятилетка на 300 учеников. Были открыты вечерняя школа для взрослых и народный университет.
В эти же годы в г. Ленинске (с. Талдом) открываются центральная библиотека-читальня, книжный магазин. Киоск Центросоюза продавал газеты и грампластинки с записью выступлений руководителей РКП (б) и Советского государства. В так называемом Советском клубе читались лекции на злободневные политические темы, выпускалась фотогазета.
По окрестным деревням также создавались красные уголки, избы-читальни, пункты по ликвидации неграмотности.
1 мая 1920 года был открыт Ленинский (Талдомский) краеведческий музей. Следует отметить, что музей, а также впоследствии образовавшееся общество краеведения не просто собирали материальные экспонаты, документы, концентрировали статистический и другой материал по «башмашной стране», но и ставили своей задачей активно использовать имеющиеся данные для перестройки жизни на новый лад. К этой работе следует отнестись с должным уважением: материалами музея мы пользуемся до сих пор как основным источником в изучении истории Талдомского района.
Большим событием в жизни города Ленинска явился пуск электростанции. До этого в селе Талдом имелась лишь одна электроустановка мощностью в 10 лошадиных сил, стоявшая в кинотеатре Талдомского общества потребителей. Строить электростанцию начали летом 1918 года. Разместили ее в помещении национализированного магазина рядом с пожарной каланчой (сейчас там находится трансформаторный пункт). К осени 1919 года электростанция с паровой машиной в 50 лошадиных сил, генератором и распределительным щитом была готова и пущена в эксплуатацию.
Станция первоначально работала исключительно для освещения. Подача электроэнергии производилась с наступлением темноты и до часу ночи. Загорелись уличные фонари, были освещены учреждения, некоторые жилые дома. Первым производственным участком, получившим электроток, был молотильный пункт Ленинского (Талдомского) земельного общества (находился там, где сейчас располагается колхозный рынок). Газета «Крестьянин и рабочий» в заметке «Вместо лучины» писала 27 февраля 1920 года: «Хорошо и светло стало в городе... Около половины домов уже заменили тусклый свет трескучей лучины и лампадок с маслом ровным ярким электрическим светом. Давно ленинцы мечтали о таком «просвещении» города. Теперь каждый старается провести два-три «пузырька со светом».
Завершить обзор событий 1918-1920 годов хочется маленькой заметкой из газеты «Крестьянин и рабочий» от 27 февраля 1920 года, которая дает емкое представление о первых ростках новой, советской жизни:
«ПАРАД ТРУДА
28 февраля — 2-я годовщина Ленинской организации РКП (б). Празднование переносится на 12 марта.
С 2 до 4 часов будет организован обширный субботник. Затем будет торжественное заседание организации. В клубе устраивается выставка советской печати, книг, брошюр, газет и т. д.
Официальное открытие колодочной фабрики и электрической станции приурочивается к этому дню, а также закладка лесопильного завода.
Вечером устраивается концерт-митинг. В кинематографе демонстрируются картины на тему: организованный труд — основа новой культуры.»
Таково было наше начало.
В. КИСЕЛЕВ, краевед. В. САВАТЕЕВ. (Наш корр.).
|