В 1925 году я из школы перешла работать в музей, существовавший в Ленинске-Талдоме с 1920 года. Еще в школе, на учительских краткосрочных курсах, изучался промысел и быт башмачников в деревне Юркино. Обследование по специальной программе дало и богатый материал о языческих-суеверных представлениях деревни, частично сохранившихся и при Советской власти. От старых людей мы слышали и записывали рассказы, от которых веяло мраком диких суеверий: о колдуне, который долго мучился перед смертью, пока не передал свои тайны колдовства березовому венику, переломив его пополам. Были тут рассказы и о том, как в холерный год спасали деревню от заразы: на утренней заре обнаженные девушки с распущенными косами, впрягшись в соху, провели борозду - «заколдованный круг» - вокруг деревни. На учительских курсах была дана установка: продолжать изучение кустарно-башмачного промысла - основного стержня промышленного развития района в те годы. Эта тема была поставлена и в план работы музея. В те времена музей помещался в центре города, на площади, в бывшей квартире купца А.Д.Машатина и занимал всего две комнаты, большую квадратную голубую столовую и узенькую спальню (обе комнаты с окнами во двор). В третьей комнатке разместился музей санитарного просвещения, организованный по инициативе уездного санитарного врача С.Н.Черкинского. В нашей большой комнате разместился отдел природы. Экспонаты его в основном состояли из побитых молью чучел птиц и лесных зверей - трофеев местных охотников. В маленькой поместили первые экспонаты по этнографии: соломенное чучело «масленицы», которое оспопрививательница Н.И.Бирюлева обнаружила в деревне во время обряда проводов зимы. Здесь же был «куриный бог» — лапоть из курятника, охранявший кур от болезней, и языческое изображение солнца - картофелина с соломенными лучами, висевшая под иконами в одной из изб. Моей непосредственной работой, помимо собирания экспонатов - образцов кожи, фасонов обуви разных времен, коллекций технологических процессов разных типов обуви (гвоздяной, рантовой и выворотной), было наблюдение за трудом и бытом кустаря-одиночки Ивана Михайловича Харитонова, изготовлявшего гвоздяную обувь - дамские полуботинки. В результате этого наблюдения в музее появился новый экспонат. Это была копия его мастерской в натуральную величину со всем ее убогим оборудованием и инвентарем, начиная от верстака и липки - сиденья из кадушки с обтянутым кожею дном, кончая шпандырем - ремнем, придерживающим на коленке изделие во время работы. Когда в 1930 году музей расширился и получил то здание, в котором находится в настоящее время, - дом крупного торговца кожей Д.И.Волкова, эта жалкая мастерская заняла крошечный уголок в роскошном зале бывшего хозяина и наглядно кричала об эксплуатации бедноты, классовой розни и борьбе революционно настроенных молодых башмачников М.П.Седова, Н.М.Собцова и других с буржуазией Талдома. В отделе природы также находился и наш рабочий стол, вокруг которого во время собраний экономического кружка из сельских учителей и рассаживался актив музея. На одном из первых собраний было принято решение создать временное бюро по организации общества краеведения. По рекомендации Михаила Петровича Седова, большого сторонника и активиста музея, в него вошел молодой кустарь-гусарочник Иван Сергеевич Романов. Позже в бюро вошел и Сильвестр Евстафьевич Лысов, помощник лесничего Гражданской волости Ленинского уезда. Познакомилась я с ним в сентябре 1925 года на уездной сельскохозяйственной выставке, в которой участвовал и наш музей. Чучела зверей и птиц наглядно и хорошо дополняли экспозицию лесного хозяйства. Были также представлены умело собранные заболевания лесных деревьев, различные наплывы на коре и, что особенно привлекало внимание, - это распилы трехсотлетней сосны-великана. Временное бюро по организации общества краеведения в 1927 году издает журнал «Башмачная страна». Его второй номер почти целиком посвящен труду и быту кустарей. В нем рассказы-воспоминания И.С.Романова о тяжком труде и бесправии башмачников у хозяйчиков, описание кулачного боя в деревне Прислон на Волге -молодого кустаря Кузнецова, мой очерк «Быт кустаря» и другие краеведческие материалы. С этого времени музей и общество краеведения при активном содействии московской областной краеведческой организации проводят ряд экспедиций и исследований: по археологии, геоморфологическое изучение поймы реки Дубны в связи с ее мелиорацией, истории фарфорового завода в Вербилках. Значительный вклад в копилку познания Ленинско-Талдомского уезда внес С.Е.Лысов. С его помощью было выявлено два культурно-исторических памятника: городища Прислон и Старо-Ямское. Раскопки Прислонского городища смогли заложить основу археологического отдела в музее. Лысову удалось выявить также этнографический район Чириковщина с особым говором населения, предки которых были вывезены помещиком из дальних степных губерний. Летом 1927 года музей совместно с обществом краеведения смог организовать экспедицию в Чириковщину для изучения этого интересного района (построек, средств передвижения, сельскохозяйственной техники, одежды, домашнего ткачества и т.п.). Было сделано много зарисовок, приобретены экспонаты для этнографического отдела музея. В этом же районе, в селе Воронцово, был обнаружен народный хор старичков, который под руководством супругов Орловых - избача и учительницы - дважды выступает в Народном доме Ленинска-Талдома с пением старинных русских песен и инсценировкой крестьянской свадьбы. Это было ново, интересно и привлекло всеобщее внимание к делу краеведения. Очень ценное приобретение для музея сделал Сильвестр Евстафьевич в селе Спас-Угол, на усадьбе помещиков Салтыковых, разыскав в свином хлеву зарытый кожаный чемодан с семейным архивом и 26 письмами великого сатирика к матери Ольге Михайловне из Вятки, где он отбывал шестилетнюю ссылку. С результатами исследований музей знакомит актив краеведов на ежегодно созываемых конференциях. Их участники: учителя, избачи, библиотекари, агрономы, землеустроители, врачи, партийные и советские работники, краеведы из народа, комсомольцы. Здесь все проходили своеобразный народный университет, углубляя свои познания о родном крае. Пятая краеведческая конференция в 1932 году была для меня последней, на ней я прощалась с Талдомским музеем, будучи переведена музейным отделом МООНО в Калининский Верхне-Волжский музей. Е. СОСЕНКОВА, пенсионерка. гор. Калинин. |