В конторе отделения в Нушполах, как говорят, в Красном углу, долгое время висит портрет Ильича, сделанный на фарфоровой тарелке и вставленный в деревянную рамку, окрашенную в красный цвет. На портрете надпись: «В память открытия колхоза в селе Нушполы от рабочих Дмитровской фабрики 5 октября 1929 года». Сменяются годы, когда вглядываешься в этот портрет, заключенный в старомодную, по-деревенски изготовленную рамку. О многом он говорит и напоминает. - Снять бы этот портрет да в музей передать, - говорят нушпольчане, - но жаль. И рамку менять жаль. Мужицкая любовь и душа в том портрете. Я долго искал тех, кто мог бы рассказать об истории портрета, о том первом колхозном собрании, когда его преподносили нушпольчанам как самый дорогой подарок. Беседовал с Василием Васильевичем Кошелевым, который долго и обстоятельно рассказывал о том, как в Нушполы пришла Советская власть, как воспринял народ новые преобразования в деревне. - И вообще, - подчеркнул он, - говорить о портрете, значит вспоминать все то, с чего начиналась наша жизнь… В 1927 году была в нашей деревне первая комсомольская свадьба с флагами и частушками, и верующие люди поговаривали, что не будет этой паре счастья в жизни. А вышло по-другому. Воспитали мы с супругой восьмерых детей, старший из них, Анатолий, ныне капитан второго ранга, преподаватель в Высшем морском училище. Нушпольская молодежь еще в начале 20-х годов повела антирелигиозную агитацию, устраивала в церковные праздники вечера с «безбожными» песнями. Слова Василия Васильевича дополняли другие люди. Наконец нить разговора привела к тому знаменитому дню 5 октября 1929 года. Мужики курили, затягивались, думали. - Не будет толку в артели, - говорили одни, - ты, скажем, будешь лямку тянуть, а другой отлынивать помаленьку. Вот и выйдет: один – с сошкой, а семеро – с ложкой. - Ну и так толку нет, - отвечали другие, - Глянь, под одними межами сколько земли занято, болота душат. А всем миром можно землицу в порядок привести. Откашливались, медленно думали, чесали затылки, советовались с бабами, снова собирались. Наконец, решились. Голосовали «за» дружно. Сами избрали председателем Василия Васильевича Бутатова - сами же предупредили его: «Окажешься плохим хозяином – снимем. Мало того – за ущерб платить будешь. Василий Васильевич не испугался. Согласился с мнением колхозников, разрешил даже в случае чего гнать его из села. Среди гостей на собрании был нушпольский уроженец, художник Дмитровского фарфорового завода Василий Алексеевич Федулов. - Земляки, - сказал он, когда немного улегся шум, - мне поручили фабричные передать вам поздравление и вот… подарок. Люди с восторгом смотрели на фарфоровое блюдо с изображением В.И.Ленина. - Вот за это спасибо! – раздалось несколько голосов, - пускай всегда глядит на нашу жизнь. - Ее еще построить надо, чтоб не совестно было перед Ильичем, - говорили другие. - Построим помаленьку… Потом задумались, как назвать новое хозяйство. Предложения были разные, но ни одно из них не принималось. - А что если «Красной нивой»? – нерешительно предложил кто-то. - Неплохо, только рановато о ниве… Всходами… «Красными всходами» назвать артель самое правильное. Ведь мы только начинаем жить… Сейчас и не припомнят старожилы, кому пришла мысль «Красными всходами» назвать колхоз, но эту мысль поддержали все. А портрет миром решили оставить в колхозной конторе. Прошло почти 40 лет с тех пор. Вырастали дети, мужала молодежь. Уходя в армию, долго смотрел на портрет Ильича Сергей Чувиков, который потом сражался в Брестской крепости и геройски погиб на Днепре. Приезжая в родное село и заходя в контору, любуется Ильичом кандидат технических наук Олег Иванович Стеклов. Да, история портрета – история жизни. Новый совхоз назвали «Красными всходами». Может быть, несколько несовременно. Но это дань памяти тем, кто в трудные годы создавал артель, учился хозяйствовать, сумел доказать преимущества ленинской идеи коллективного труда. А.Дюков. |