Первая деревня от Талдома, по старому шоссе на Квашонки — Карачуново. Название напоминает слова «карачун», «карачуниться», то есть означают «конец», «смерть», «гибель», «пропасть»... Неужели деревня возникла благодаря таким событиям, которые определяют данные слова? Попробуем поразмышлять. Деревня располагается в низине. До 1957 года, то есть, до того времени, когда через деревню проложили асфальтовую дорогу, это было особенно заметно. В дождливое время сильно разливался Морозовский ручей, А еще ранее, как говорилось в статистическом описании 1888 года: «... нижняя часть улицы (Карачунова — В.К.) представляет из себя почти никогда не просыхающее болото». А что же было в более первобытные времена? Почему селились здесь люди, чем они занимались? Определенно ответить на эти вопросы нет никакой возможности. Но вот одна историческая запись наталкивает на некоторые догадки. В переписи 1677 года о Карачунове (состояло из шести дворов) говорится (орфография современная): «...двор пуст Силкин да Климкин Яковлевых, а они, Силка да Климка, в бегах, а сбежали в 175 году (т.е., в 1666—В.К.). Прибылые дома: Ганка Иванов да Прошка Степанов да бобыль Мишка Матвеев — перевезен из дмитровской вотчины Боровицына; перевезен в деревню Карачуново Аниско Анфимов с братом Ивашкой. После Филона Анисимова из деловых людей во 172 году Андрюшка Карлов перевезен из дубровской вотчины села Михайловского, Столыпино тож...». Когда прочитаешь эти строки, становится ясно, что люди селились здесь не сами, их привозили и прикрепляли к этой земле насильно. Но, оказавшись здесь, в плоской, безлюдной, болотистой местности, подневольные не могли не думать, что им пришла гибель — «карачун», Как видно, некоторые даже бежали... Зачем этих людей поселяли здесь? Какую выгоду приносили они своему господину? Тут возникают увлекательные вопросы для краеведов. Можно высказать «рабочую гипотезу». После 1598 — 1613 годов («великой разрухи Московского государства», «московской трагедии», как характеризовала эти годы современники) стала, хотя очень медленно, налаживаться хозяйственная жизнь страны. Восстанавливались прежние торговые пути, налаживались торговые связи. Одним из больших сухопутных торговых путей, связывающих Москву с верховьями Волги, был Кашинский тракт. Он шел от Москвы через Дмитров (Дмитров в XV веке являлся крупным торговым городом) на Вотрю, от Вотри до Растовцев, затем через Григорово на Талдом и здесь поворачивал на север, а за Квашонками— на Кимры. По этому тракту возникали деревеньки, состоящие из одного-двух домов. В течение времени они превращалась в селения. Возможно, что так возник и Талдом. Вспомните одну из легенд его образования. Тверской и Кашинский архиепископ Симеон, объезжая свои владения (в Талдомской местности к 1677 году ему принадлежали деревни Дубровка, Костино, Высочка, Круглая, Козловка, Гришково — всего 20 деревень), остановился на пересечении дорог и повелел поставить здесь дом. Легенда не говорит, зачем он так сделал, но мы можем вполне предположить, что сделано для того, чтобы закрепить поворот тракта с востока на север. Это место у живших в округе людей стало называться «где стал дом», а со временем за вновь возникшей деревенькой (это произошло между 1629 — 1666 годами) утвердилось название «Талдом». Такова легенда. Нам она кажется более достоверной, чем версии о финском или татарском происхождении названия города. Так, возможно (опять же по нашим предположениям), появились Карачуново, Мякишево, Сотское... Частновладельцы видели для себя прямую выгоду в обслуживании дороги, движение по которой было довольно интенсивным. Как понял читатель, мы высказали только гипотезу. Думается, что в канун 300-летия Талдома местные краеведы выверят ее на основе архивных изысканий. Может быть, в каких-то архивах скрыто объяснение этих странных слов — Карачуново, Талдом. Добиться истины могут только они, энтузиасты своего дела. Только тогда эта тайна будет раскрыта. |