Суббота, 20.04.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [149]
История района [199]
Война [141]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [53]
Официальные документы [22]
Промышленность [35]
Сельское хозяйство [71]
Другие предприятия [78]
Муниципальное управление [47]
Культура и спорт [98]
Охрана порядка [18]
Природа [28]
Образование [91]
Здравоохранение и социальная защита [39]
Персоналии [756]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [53]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Зарисовки

Время возрождения
— На древних картах, — говорит Владимир Яковлевич, — я нашел несколько иное написание этого селения: Турусово, которое можно расшифровать как «Тут Русь». Я убежден, что древняя Русь начиналась именно здесь, с реки Дубны...
...За рекой, в неприметной деревушке, некогда носившей громкое имя «село Троицкое, что в Вязниках», осиротевшая и разоренная в годы бездуховности, тихо дремала в этот час церковь, с некоторых пор ставшая главной заботой Владимира Яковлевича.
Учитель и краевед, он решил восстановить храм, глубоко убежденный в том, что возрождение культурного наследия — это как раз то, чего так не хватает землякам.
— Давай войдем в любую избу, спросим у людей их мнение...
Так мы, непрошеные, оказались в доме 82-летней Анны Ивановны Тыртовой.
— Церковь наша, — стала рассказывать она, — была красивая: в Москве такой не сыщешь. К храму сходилось несколько дорог, шли сюда люди из деревень Пригары, Растовцы, Тарусово, Сорокино, Попадино, Гусенки, Корешево, Бобылино, Вотря. Хорошо помню одного из последних наших священников — отца Сергия. Уважали мы батюшку за внимание к людям.
Анна Ивановна сокрушенно вздыхает: «Закрыли полвека назад нашу церковь, постарались атеисты... Вот теперь, кажется, одумались. Да и то не все. У нас в народе сказывают: «Какой-то учитель — Гусихин — молодец!»
Я спешу познакомить хозяйку дома с Владимиром Яковлевичем. Та горячо трясет ему руку, интересуется ходом восстановления храма.
Гусихин, как и положено, «отчитывается перед народом»: уже заготовлены лес, кровельное железо, тес. Собрано у населения 7 тысяч рублей...
Потом по влажной стежке мы идем к Пелагее Васильевне Храбровой, давней хранительнице одной из икон Троицкой церкви, припрятавшей святыню в пору черного разора. По пути встречаем двух тарусовских жителей — хороших знакомых Владимира Яковлевича по реставрационным работам. Гусихин приглашает Алексея Сергеевича Марасева и Юрия Алексеевича Храброва принять участие в предстоящем воскреснике. Оба соглашаются прийти, захватив топоры.
Пелагея Васильевна старше А. Тыртовой на два года. Но старушка бодрая. Приглашает в избу, а в ней во весь красный угол — захватывающая дух икона святого Феодосия.
— После закрытия церкви, — рассказала она, — безбожники озорничали страшно, иконы и утварь выбрасывали в Дубну. Тогда люди стали спасать, что сохранилось, выкупать святыни из грабительских рук...
Пелагее Васильевне икона святого Феодосия обошлась в бутылку водки, купленную в местном сельпо.
В доме заведующей Тарусовским клубом Раисы Александровны Ореховой тесно от наехавших гостей.
К сожалению, мы, культработники, — говорит она, — не смогли заполнить тот духовный вакуум, который образовался в окрестных деревнях после закрытия церкви. Ушла религия, зато пришли пьянство и сквернословие. Молодежь стала разъезжаться, забывая добрые традиции, оставляя землю и могилы дедов. Нарушилось извечное равновесие сельской жизни. Порой и хотелось бы сделать шаги к возрождению, а не с кем...
— Задумали мы с Владимиром Яковлевичем, — продолжает Раиса Александровна, — сделать в клубе стенд об истории Тарусова и Корсаковского имения. Думаю привлечь к этой работе Марию Федоровну Кузнецову — она в годы войны была председателем местного колхоза. Попрошу Клавдию Семеновну Кукушкину, Анну Ивановну Тыртову...
Владимир Серафимович Лаптев, сосед Ореховых, проводил нас в дом, показал чудесную икону Иверской Божьей матери из Троицкого храма. «Когда потребуется, — не многословно сказал он, — забирайте. Не нужна ли какая помощь на ремонте церкви?»
В. Гусихин в типично русской избе Лаптевых нe впервые. Он знавал Ирину Андреевну, последнего старосту Троицкого храма, а теперь ведет меня на ее могилу.
...По дорожке, навстречу нам, идет уже немолодая женщина — Нина Михайловна Дмитриева. Она пришла из Глинок, чтобы помочь при расчистке храма, но работы, оказывается, назначены на завтра.
Разговор заходит об общественной ценности этих мест. Здесь, в частности, могила Семена Николаевича Корсакова, либерала и просветителя, отца М. С. Корсакова — исследователя, ученого, генерал-губернатора Восточной Сибири. Неподалеку от храма, по преданию, покоится прах Дмитрия Сергеевича Норова, брата декабриста...
Под полуразрушенными сводами церкви уже нет многометровой толщи мусора. Из недели в неделю немолодые женщины, в том числе Нина Михайловна Дмитриева. Екатерина Павловна Исламова и другие, приезжали сюда, чтобы расчистить пол, выложенный чудесными голубыми изразцами. Сейчас церковь полностью подготовлена к профессиональным реставрационным работам. Строительный кооператив из Запрудни скоро начнет восстановление крыши над зимней половиной церкви. Ведется поиск специалистов для восстановления сводчатой кладки.
Разговор прерывается от легкого шума у входа в храм. В дверях стоит старая женщина. Знакомимся: Клавдия Петровна Платонова, местная уроженка, с 1912 года живущая в Москве. Приехала погостить к племяннице в Тарусово. Для своих 92 лет выглядит очень хорошо.
С тайной надеждой Владимир Яковлевич задает Клавдии Петровне вопрос, который он всегда адресует старым людям: «Не помните ли священника Льва Ивановича Крылова?» На этот раз удача! «Лев Иванович, — отвечает К. Платонова, — был очень добрым человеком: на религиозные праздники за свой счет покупал чай и сахар и раздавал их бедным. С неимущих никогда не брал платы за отправление религиозных обрядов». Гусихин обращает ко мне полные радости глаза: «Ты догадываешься, кто этот Крылов? Можно сказать, наш коллега, учитель, краевед. Лев Иванович уехал из Троицкой церкви в Тверь примерно в 1908 году. Им изданы, по крайней мере, четыре обнаруженные мной в столичных библиотеках и музеях исторические книги — «Село Троицкое, что в Вязниках», «Семейный архив дворян Беловых Осташковского уезда», «Город Красный Холм», «История церквей и монастырей Калязинского уезда Тверской губернии».
...Огромные вязы поют над нашими головами многовековую песнь. Здесь отчетливо осознаешь: пробуждается наша земля после затянувшейся духовной спячки. Появились на Руси новые подвижники. Помочь бы им властям районным и сельским и рублем, и стройматериалами, и техникой, поскольку время не ждет, надо спешить с возрождением глубинной России.

В. ПАНОВ.
(Наш корр.).

Категория: Зарисовки | Добавил: alaz (24.11.2009)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz