С каждым годом все больше пополняется фонд русского советского поэта и писателя С. А. Клычкова в Талдомском районном краеведческом музее. Счастливые находки были сделаны и весной-летом этого года. Благодаря помощи Евгении Сергеевны Клычковой, дочери поэта, нам удалось побывать у старейшего литературоведа, друга С. Клычкова Петра Алексеевича Журова. Ему уже более ста лет. Однажды, будучи у него в гостях, я познакомилась с сотрудницей Государственного исторического музея Людмилой Юрьевной Рудневой, которая сообщила о существовании неизвестного ранее портрета С. А. Клычкова. Оказалось, что портрет находится у вдовы художника Николая Николаевича Вышеславцева. И вот я у нее в комнате на Старом Арбате, с автолитографии смотрит на нас 38-летний поэт С. Клычков. На автолитографии — автограф: «Н. Вышеславцев. Весна 1927 г.» Гостеприимная хозяйка дома рассказала: — В двадцатых годах мы с мужем часто навещали знатока библиотечного дела А. Руднева. У него собирались многие известные литераторы — М. Пришвин, П. Орешин, В. Наседкин, П. Карпов, А. Ширяевец. У Руднева мы познакомились и с Сергеем Клычковым. Сергей Клычков привлек внимание моего мужа как личность своеобразная, незаурядная, поэт-самородок. Я, как сейчас, вижу Сергея — высокого, статного, с несколько мрачным выражением лица, в обрамлении пышных темных волос. Но больше всего мне запомнились его глаза: синие и печальные. Автолитографию С. Клычкова Николай Николаевич делал по заказу Никитинских субботников, душою которых была Евдоксия Никитина, собиравшая вокруг себя литературный салон. Многие литераторы того времени почитали за честь бывать в нем. Николай Николаевич рассказывал мне, как ездил в гости к Сергею Клычкову на его родину в деревню Дубровки в конце 20-х годов, какое сильное впечатление произвел на него отец Клычкова своим независимым, твердым характером и всем самобытным обликом. В творческом наследии Николая Николаевича Вышеславцева есть еще одна работа, которая так же дорога нам, талдомчанам. Это офорт «Салтыков-Щедрин» из серии «Воображаемые портреты». Почему именно Салтыков-Щедрин? Николай Николаевич хорошо знал и классику, и современную литературу, изучал жизнь и творчество великих писателей. Поэтому его и привлек к себе образ Салтыкова-Щедрина. Вышеславцев работал в разных видах искусства. Учился живописи сначала в России, затем за границей — в Париже, Италии. После революции начал работать в изоотделе Наркомпроса. Им были созданы десятки портретов деятелей советского искусства и литературы: А. Белого, В. Брюсова, Б. Пастернака, Mi. Цветаевой. Н. Вышеславцев долгие годы был одним из крупных авторитетов в полиграфическом разделе прикладной графики, сотрудничал с рядом издательств, создал несколько сот обложек к книгам советских и зарубежных писателей, участвовал во многих выставках в нашей стране и за рубежом, занимался педагогической деятельностью. Последняя выставка работ Н. Вышеславцева состоялась в Центральном Доме литераторов в 1979 году. Здесь был представлен и портрет Сергея Клычкова. — Конечно же, портреты земляков должны жить на талдомской земле, — сказала Ольга Николаевна Вышеславцева. — Поэтому я передаю в дар Талдомскому районному краеведческому музею две работы моего мужа, Николая Николаевича Вышеславцева: офорт «Салтыков-Щедрин» и автолитографию «Сергей Клычков», а также фотографию Н. Н. Вышеславцева. Мы с признательностью принимаем от Ольги Николаевны Вышеславцевой этот дар и надеемся в скором будущем включить его в новую литературную экспозицию музея.
Т. ХЛЕБЯНКИНА, научный сотрудник Талдомского районного краеведческого музея.