Может ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в селе Спас- Угол, ютящийся ныне на птичьих правах в храме Спаса- Преображения, продолжать и дальше влачить столь жалкое существование на родине великого русского писателя-сатирика?
Любой непредвзятый исследователь, любой россиянин, гордящийся своей отечественной литературой, творческим наследием писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, ответит однозначно: “Нет!”. Но для того, чтобы музей писателя занял достойное место, необходимо возродить усадебный дом Салтыковых, который был построен отцом писателя Евграфом Васильевичем.
Располагаем ли мы на сегодня необходимыми материалами и чертежами для восстановления дома Салтыковых? Этот вопрос был задан лет девять тому назад на одном из заседаний Щедринской комиссии в Союзе писателей России, проходившем под председательством С.В. Михалкова при участии представителей министерства культуры, известных щедриноведов: С.А. Макашина, Д.П. Николаева, редактора газеты “Заря” В.П. Саватеева и автора этих строк.
Тогда никто не смог дать на него утвердительный ответ. И начался кропотливый поиск...
Оказалось, что сам писатель рассказывает нам о своем доме уже в первой главе “Гнездо” романа “Пошехонская старина” (1889): “Господский дом был трехэтажный (третьим этажом считался большой мезонин), просторный и теплый. В нижнем этаже, каменном, помещались мастерские, кладовые и некоторые дворовые семьи; остальные два этажа занимала господская семья и комнатная прислуга, которой было множество. Кроме того, было несколько флигелей, в которых помещались застольная, приказчик, ключник, кучера, садовник и другая прислуга...”
И в дальнейших главах встречаем мы описание отдельных деталей дома: “Дети проворно сбегают на мезонин в детскую”, “бегают по длинной террасе, выстроенной вдоль всей лицевой стороны дома”; приехавшие тетеньки “взбираются по крутой и темной лестнице наверх в мезонин”, где “прочие комнаты стояли пустые и разделялись на две половинки длинным темным коридором, в который вела снизу крутая темная лестница”, а “коридор обоими концами упирался в чердак”. “Гостиная выходит на запад”, при этом дедушка “сидит на балконе, выходящем из гостиной в сад”. “Форточек в доме не водилось, и комнатная атмосфера освежалась только при помощи топки печей”.
А вот как описывает свой дом писатель далее: “... дом был двухэтажный, с четырьмя мезонинами, собственно говоря третий этаж, потому что мезонины имели общий коридор, который и сообщал их между собой, просторный и теплый; в нижнем этаже, каменном, помещались мастерские, кладовые и несколько дворовых семей. Верхний этаж и мезонины занимали господа...”
“... хотя в нашем доме было достаточно комнат больших, светлых и с обильным содержанием воздуха, но это были комнаты парадные; дети же постоянно теснились: днем - в небольшой классной комнате, а ночью - в общей детской, тоже маленькой, с низким потолком...”
“Отец сидел безвыходно в своем кабинете...; мать в своей спальне...”
Существует несколько изображений дома писателя. Первое дано в книге священника Ф. Ушакова “Село Спасское, что на углу (Калязинского уезда) Тверской губернии” (Тверь, 1914), где на странице 6 помещена подпись: "... дом, где родился М.Е. Салтыков”.
От краеведа С.Е. Лысова в 1926 году в Талдомский музей поступило письмо того же Федора Ушакова “Воспоминание о доме в Спас-Углу” (ТИЛМ, о.ф. № 785) с чертежом, где изображены “вышка”, “нижний” и “второй” этажи с обозначением на одной из комнат, рядом с детской: “М.Е. родился”.
Приведем здесь также полностью “Воспоминание...” - описание Федором Ушаковым дома Салтыковых (опубликовано В. Киселевым в книге “Салтыков-Щедрин в Подмосковном крае” (М., “Московский рабочий”, 1970, стр. 6): “Дом, в котором родился М.Е. Салтыков, был больших размеров (приблизительно) длиною в 36 аршин, а шириною 20 со множеством комнат. Нижний этаж был сложен из кирпича, второй и вышка из дерева, но оштукатурены, и окрашен весь дом белою краскою. Нижний этаж был предназначен для помещения служащих. Во втором этаже, разделяемом коридором на две неравные половины, были следующие комнаты. При входе с так называемого парадного крыльца налево: "'часовня при « большом количестве предметов, необходимых для служения, далее - небольшой кабинет, столовая, гостиная, спальня прислуги, спальня хозяев и кухня. На другой стороне тоже от входа с крыльца больших размеров комната, заставленная книжными шкафами и этажерками; следующая комната - самая большая в доме, служила для зала, здесь стояла прекрасная рояль, на которой играли во время танцев, помимо ее были и другие музыкальные инструменты. За означенной комнатой была комната под названием детской. Здесь дети Салтыковых спали, а в зимнее и ненастное осеннее время предавались со своими няньками разным играм. Последняя комната, в которой родился в 1826 г. 27 января писатель М.Е., за последнее время ничего она из себя не представляла. Стояла там кровать, небольшой столик со стулом для расположения на ночлег кого-нибудь из приезжающих гостей. На вышке было три комнаты, но они не имели особого значения и за последнее время здесь складывались домашние вещи, вышедшие из употребления. Вообще дом поражал своей величавостью и богатством, в нем было много высокой ценности картин, мебели и шкафов”.
Интересно, что еще одно изображение - рисунок дома Салтыковых с надписью “Дом в с. Спас-Угол, где родился М.Е. Салтыков”, аналогичный фотографии дома в книге Ф. Ушакова, помещено в книге А.Н. Вершинского “Салтыковская вотчина в XIX веке” (Тверь, 1929) на стр. 14 (автор рисунка не указан).
Имеется описание усадьбы Салтыковых и дома в публикации Л.М. Нешумовой, уроженки спасских мест, создателя щедринского школьного музея в с. Ермолино, руководителя краеведческого кружка (“Заря” № 144-146, декабрь 1975 г.) “По следам господской усадьбы”: "... В сельце на открытом месте стоял господский дом, длиною в 36 аршин, а шириной в 20 аршин, со множеством комнат различного происхождения. Дом имел 2 этажа. Нижний цокольный каменный этаж занимали дворовые, обслуживающие усадьбу... Второй, господский этаж, имел 14 комнат.
В одной из них, маленькой, угловой, и родился писатель. Уже позже, при Василии Дмитриевиче, племяннике писателя, она считалась комнатой для гостей.
Рядом с этой комнатой была детская, затем - большая гостиная, потом - огромный зал и библиотека ( при Василии Дмитриевиче она стала кладовой). Исключая маленькую угловую комнату, все они соединялись между собой. А вдоль шел длинный коридор. С одной стороны его была приемная - передняя, вход в которую - по внутренней лестнице с первого этажа, выход в угловую комнату для гостей. С другой стороны - спуск в парадный выход.
Противоположную сторону от коридора занимали с южной стороны‘домовая часовня (изолированная), спальня Евграфа Васильевича Салтыкова, кабинет, огромная столовая, комната для гостей, комната нянь, спальня Ольги Михайловны Салтыковой, кухня. Из коридора вела лестница на мезонин с тремя комнатами.
Из дома был выход через балкон в палисадник, через другой балкон - в сад. Обе лестницы сразу с улицы вели наружным ходом во второй этаж. Был черный ход и парадный ход с широкой лестницей в два пролета, по фасаду с угла - вход в крыльцо и затем подъем на второй этаж.
Дом был окрашен в белый цвет, балкон в палисадник был с колоннами; лестница на балкон из сада очень высокая с резными перилами.
В доме мебели не очень много, но добротная, с претензией на красоту.
Описание дома и комнат... дали старожилы села Спас- Угол” [и окрестных деревень].
Но, пожалуй, самым подробным и детальным было описание дома Салтыковых, сделанное Владимиром Николаевичем Депарма, правнучатым племянником писателя (инженером- механиком по образованию) с подробным чертежом и схемой расположения комнат.
С ним читатель может ознакомиться в публикациях газеты “Заря” (31.01. и 2.02.1976 г.) и в статье В.П. Саватеева “Летописи Салтыковской вотчины”.
Иллюстрация дома Салтыковых помещена также в сборнике “Литературное наследство” (т. 13-14. Щедрин. II часть. М., 1934) в разделе “Семейный архив Салтыковых” на стр. 447 с подписью ”Дом (ныне не существующий) в селе Спас-Угол, Калязинского уезда, Тверской губернии, в котором родился Салтыков. Вид дома в начале 1900-х гг. Рисунок взят из “Трудов Тверского Педагогического Института” 1929 г., № 5”.
Этот же вид дома Салтыковых помещен в книге С. Макашина “Салтыков-Щедрин”. Биография, том I. (М., Худ. лит., 1949) на стр. 77 со следующей подписью: “Дом (ныне не существующий) в селе Спас-Угол, в котором родился и провел свои детские годы М.Е. Салтыков. Картина художника Б.В. Грозевского по фотографии 1890-х гг. Государственный литературный музей. Москва."
Эта же иллюстрация помещена в книге К.И Тюнькина “Салтыков- Щедрин” (М., “Мол. гвардия”, 1989 г.) между стр. 128-129 с подписью: “Дом Салтыковых в селе Спас-Угол. Акварель Д.Н. Афанасьева по рисунку начала 1900-х годов.”
Эта же иллюстрация - и в книге “М.Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах” (Л., “Просвещение”, 1968 на стр. 19 с подписью: “Село Спас-Угол. Дом Салтыковых. Акварель Д.Н. Афанасьева по рисунку начала 900-х годов”. [ГЛМ]
У В. Депарма хранилась и другая фотография дома Салтыковых начала 1900-х годов, изображение с которой было напечатано в газете “Заря” от 31.01.76 г.
Таким образом, среди известных на сегодня изображений дома Салтыковых к. 19 - н. 20 века фактически только два отличаются между собой: фото, впервые опубликованное Ф. Ушаковым в 1914 году и фото из архива В. Депарма (нач. 1900-х г.).
И все таки мысль найти подлинные чертежи дома Салтыковых и, возможно, новые изображения дома, не оставляла автора этих строк. С этой целью в мае 1991 года я побывала в Санкт- Петербурге, в рукописном отделе Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН), где находится родовой архив Салтыковых (фонд № 366), насчитывающий свыше 2000 единиц хранения. Правда, до меня в нем работали уже многие исследователи-щедриноведы... А вдруг?...
И вот, просматривая опись № 12, я обратила внимание на единицу хранения № 485: “1859. Салтыков Дмитрий Евграфович. Планы его дома.” Вспомнив, что к этому времени Д.Е. Салтыков стал владельцем родового имения Салтыковых после смерти отца, Е.В. Салтыкова в 1851 году, а к 1859 году он вполне уже мог заняться составлением планов теперь уже его собственного дома в с. Спас- Угол, с нетерпением заказала этот материал. И вот держу его в руках, читаю надпись: “Фасад Дома, находящегося в усадьбе Тверской губернии Калязинского уезда в селе Спасском, что на углу, принадлежащего Действительному Статскому Советнику и Кавалеру Дмитрию Евграфовичу Салтыкову. Фасад и план с натуры снимал и составлял частный землемер Василий Тюменев в 1859 году”. И далее надписи под чертежами дома: “фасад с девичьего крыльца (8 саженей 1/3)”, “фасад с лица сада (18 саженей и 5 вершков)”, “фасад сзади сада”(14 саженей 3/4)”, “фасад с парадного крыльца (8 саженей 1/3)”.
Ниже на чертеже помещен план комнат, мезонина, верхнего и нижнего этажа (впервые сведения об этой находке были опубликованы мной в статье “В Щедринском Ленинграде” (“Заря” № 63 от 25.05.1991).
На чертеже мезонина обозначены номера комнат с 1-го по 7-й, к 7-й и 6-й комнатам прилегают комнаты с надписью на чертеже “темная”, между ними “коридор”, к которому также прилегает сзади “темная” комната. Перед мезонином к 4-й и 5-й комнатам прилегает балкон.
На чертеже нижнего этажа стоят номера комнат с 1-й по 12-ю, некоторые имеют надписи - названия комнат или какие-то обозначения: 4-подвал, 9-молочная, 11-?, 12-пекарня; а также между 1-6 и 7-12 комнатами - “коридор” и два прилегающих к нему чулана.
На чертеже верхнего этажа стоят номера комнат с 1-го по 13- й: 1 - для горничных, 2 - уборная, детская, между 2-й и 3-ей - надпись “спальня”, между 3-й и 4-й - надписи “гостиная”, “столовая”, 4 - зала, 5 - кухня, коридор; рядом - крыльцо, 6 - спальня, подвал, 7 - кабинет, детская, 8- спальня, детская, 9 - столовая, кабинет, 10 - спальня, 11 - часовня, между 10-й и 11-й надпись: “часовня”, 12 - прихожая, 13 - ?
Между 12-й и 13-й комнатой длинный “колидор”, к которому прилегают три “темных” комнаты и лестница наверх. К 8-й и 9-й комнате прилегает балкон, к 11-й и 12-й - парадное крыльцо.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить следующее: двойное название некоторых комнат свидетельствует о том, что новый хозяин дома Салтыковых - Дмитрий Евграфович Салтыков - задумал провести его перепланировку или изменить назначение комнат.
Сравнивая планы дома Салтыковых 1859 года с описанием этого дома и чертежом В.Н. Депарма, можно найти в них много общего. Но это, пожалуй, уже предмет отдельного исследования тех архитекторов и проектантов, с помощью которых, как мы надеемся, возродится из пепла дом Салтыковых - колыбель великого русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Т.А. Хлебянкина |