Четверг, 28.03.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [149]
История района [198]
Война [141]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [53]
Официальные документы [22]
Промышленность [34]
Сельское хозяйство [71]
Другие предприятия [78]
Муниципальное управление [47]
Культура и спорт [98]
Охрана порядка [18]
Природа [28]
Образование [91]
Здравоохранение и социальная защита [39]
Персоналии [756]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [53]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История района

«Темен жребий русского поэта...»
Всё новыми гранями раскрываются жизнь и творчество нашего земляка Сергея Клычкова. Благодаря любезному содействию главного хранителя заповедника «Киммерия М. А. Волошина», зав. отделом фондов Дома-музея М.А.Волошина И. Н. Палаш удалось познакомиться с Летописью жизни и творчества легендарного коктебельца (автор-Владимир Купченко, в двух томах, вышедших в 2002, 2007 гг.) и найти в его библиотеке две книги Сергея Клычкова, причём одна с неопубликованным ранее автографом. Как известно, в конце 1910 года в Москве появляется первый поэтический сборник С.А.Клычкова «Песни» (в выходных данных значится издательство «Альциона», 1911). Конечно, молодой начинающий поэт был заинтересован в отзывах маститых современников, уже зарекомендовавших себя в литературе. Он обращался ко многим знаменитостям: Вересаеву, Бунину, А. Толстому, Брюсову, дружит с С. Городецким, Л.Столицей, Б. Садовским, знакомится с Эллисом, бывает в
мастерской Крахта... По воспоминаниям литературоведа П. А. Журова (1885-5.10.1987), в 1908 или 1909 году Клычков завёл дружбу с поэтом-символистом, критиком и переводчиком Сергеем Соловьёвым (1885-1942). Как известно, тот ещё летом 1907-го побывал у Волошина в Коктебеле, чему свидетельство посвящённое ему самим Максимилианом стихотворение «Грот нимф» из цикла «Звезда полынь». В « Летописи М. А. Волошина» указывается, что во второй половине января 1911 года Сергей Клычков подписывает ему свои «Песни»: «Многоуважаемому Максимилиану Александровичу Волошину Сергей Клычков». Вскоре в газете «Утро России» (№ 121, 28 мая) появляется статья М.А.Волошина «Поэты русского склада», которая начинается так: «... Этой зимой вышли две книги стихов, отмеченных русским складом: «За синими реками» графа А.Н. Толстого и «Песни» С.Клычкова...». Воздав должное авторам, критик отмечает: «Рядом с раннею зрелостью Толстого Сергей Клычков кажется очень юным дебютантом, но дебютантом, от которого можно ожидать многого... Хочется послушать, как Сергей Клычков будет рассказывать о себе. Пока лишь звучит перебор колоколов: Дили-бом! Дили- бом! // Дили- бам! Дили-бам! // Всё чугунным языком // По серебряным губам!..» Из воспоминаний Дон-Аминадо видно, что Клычков и Волошин печатались в одних сборниках («Золотое руно», «Аполлон», «Весы», альманахе «Шиповник» и др.). В июне 1911 года в известном издательстве «Мусагет» выходит в свет «Антология», в которой наряду с произведениями известных уже авторов и знакомых Клычкову С. Соловьёва, С. Городецкого, Н. Гумилёва, М. Волошина публикуется семь стихотворений С. Клычкова. Похоже, что и посещали Клычков и Волошин часто одни и те же литературные кружки, салоны, журфиксы серебряного века. Так, А.Белый упоминает, что у Эллиса бывал «заезжий Волошин», «являлся он и в Дом Брюсовых», в общество свободной эстетики.. Из новокрестьянских поэтов М. А. Волошин в это же время общается с Н. Клюевым, в его библиотеке книга стихов автора «Сосен перезвон», на обложке которой автограф «Максимилиан Волошин.8.III.1912. Москва».
Две главные ипостаси Максимилиана Волошина - поэт и живописец - близки по духу Сергею Клычкову, который тоже «недурно рисовал» (по воспоминаниям его брата А. А. Сечинского), «им была подарена М.И. Чайковскому в карандаше на ватмане одна из картин итальянского художника Леонардо да Винчи». И где-то затерялся его пейзаж легендарного озера Светлояр, куда ушёл град Китеж. Интересны точки пересечения и соприкосновения их биографий... М. Волошин, как и Клычков, юношеские годы провёл в Москве, учился на юридическом факультете Московского университета, в 1900-м исключен из него за участие в студенческих беспорядках и выслан. Клычков в этом же 1900-м впервые приезжает в Москву, учится в училище Фидлера, а затем тоже поступает в университет и впоследствии также будет исключён из него (за неуплату). Но и ему в юности довелось поучаствовать «в беспорядках» - сражался на баррикадах во время революции 1905-го года. Предки М. Волошина уходят своими корнями к запорожским казакам, а предки Клычкова - старообрядцы белокриницкого согласия - также из казаков.
В отношениях Клычкова и Волошина много загадок. Так, летом 1916 года в Крым, в Коктебель к Волошину приезжает некая Ольга Ивановна Клычкова (1886-?) - дворянка, харьковчанка ещё с двумя харьковчанками и гостит почти месяц. Позже именно в Харькове в издательстве «Пролетарий» в 1927 году выйдет проза С. Клычкова - роман «Последний Лель», который окажется в библиотеке М. А. Волошина, а годом раньше - сборник «Серый барин». Совпадение это фамилий или нашлись следы где-то затерявшейся любви Клычкова Ольги Никольской?...
С 1917 года Волошин почти безвыездно живёт в Восточном Крыму (Коктебеле). С Крымом Клычков начнёт знакомство, приехав в отпуск в Алупку к своей первой любви Евгении Лобовой в феврале 1917 года. Вскоре в составе Четвертого осадного артиллерийского полка (батарея №29) С.Клычков получает назначение в Крым (Балаклава, наверху Генуэзской крепости), куда к нему переезжает Е. А. Лобова. Сохранились фотографии этого времени и переписка. По свидетельству Евгении Александровны, после революционных событий в Балаклаве батарею «разгромили, мы переехали жить на берег Балаклавской бухты», а «офицеров топили в море, убивали где придётся.». После октября С. Клычков и Е.Лобова возвращаются в Москву, где в начале 1918 года в церкви на Покровке они венчаются. В 1919 году супруги снова в Крыму, где живут почти два года, только летом 1921-го возвратившись из Ялты в Москву. Об этом периоде жизни Клычкова известно мало. Но в печати Крыма выходили его стихи, сам он чуть не пострадал и от белых, и от красных, и от махновцев . Одно время Клычковы жили на даче у Воронцовского дворца. В 1920-м году Клычковы купили дачу в Ялте, неподалёку от чеховской дачи, познакомились с Чеховыми. В марте 1928 года С. Клычков едет в дом отдыха в Сочи, а оттуда в Ялту продавать дачу. Но там произошло землетрясение, дача оказалась в полуразрушенном состоянии. От Севастополя Клычков идёт пешком - все дороги завалены, сообщения нет. Так трагически заканчивается его общение с Крымом.
С Волошиным Клычков в 1920-х годах встречался в Москве - на «субботниках» Е.Ф.Никитиной. Так, 22 марта 1924 года Волошин там читал свои стихи «Благословение», «Космос», «Потомкам», «Россия» и др., а Клычков свои последние стихи. Писатель Э. Л. Миндлин (1900-1981) в книге «Необыкновенные собеседники» вспоминал: «Стихи Волошина, которые он дал мне в Москву, я отнёс в «Красную новь» Воронскому. Вскоре встречаю Сергея Клычкова - он был тогда секретарём редакции «Красной нови». - Что же вы не приходите за гонораром Волошина? Стихи идут в ближайшем номере, гонорар уже выписан. - Но ведь я оставил для перевода гонорара адрес: Феодосия, Коктебель, дача Волошина. Вышлите ему почтой. - С ума вы сошли. Пока деньги дойдут до него, он на них и одной коробки спичек не купит. Курс падает по часам. Получайте деньги, купите на чёрной бирже червонцы и тогда перешлите ему с кем-нибудь.». В журнале «Красная новь» (1922, № 3) были напечатаны стихотворения Волошина из цикла «Путями Каина»: «Меч», «Порох», «Пар». Интересно, что ещё в 1907-1908 годах Клычков также обращался к образу Каина в одноимённом стихотворении (в цикле «Полон»). О том, что Волошин интересовался творчеством и жизнью Клычкова, свидетельствует его переписка. Так, в письме П.Зайцеву от 17.12.1924 он спрашивает: «Каков роман С. Клычкова?», а его корреспондент Л. Остроумова, находясь в Москве, 22.11.1929, пишет в Коктебель, отвечая на вопрос Волошина: «Клычкова (также терпевшего нападки) печатают и переиздают.». Оба поэта тонко чувствовали трагичность наступивших перемен и революционные изменения, несмотря на то, что один был носителем европейской культуры и античной цивилизации, а другой - стихийной народной культуры. Но сближало их пантеистическое восприятие мира, предчувствие трагической судьбы: «Тёмен жребий русского поэта // Неисповедимый рок ведёт // Пушкина под дуло пистолета, // Достоевского на эшафот.» (М.Волошин), и любовь к своей малой родине, к России.
Поэтому в центре стены памяти на выставке в музее г. Талдома «Хотелось бы всех поимённо назвать.», посвящённой 100-летию со дня рождения С. А. Клычкова и его окружению, в июле 1989 года появились строки М. А. Волошина: « С каждым днём всё диче и всё глуше // Мертвенная цепенеет ночь. // Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: // Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.» («На дне преисподней», 12.1. 1922, Коктебель). Здесь вспоминаются и клычковские строки: «Сколько хочешь плачь и сетуй: // Ни звезды нет, ни огня! // Не дождёшься до рассвета. // Не увидишь больше дня! // В этом мраке, в этой теми // Страшно выглянуть за дверь: // Там ворочается время, // Как в глухой берлоге зверь!» (конец 1920-х - начало 1930-х годов).
Сергей Антонович Клычков был приговорён к расстрелу около 22 часов ночи 8 октября 1937 года тройкой НКВД. Обычно такие приговоры приводились в исполнение немедленно, места захоронения осуждённых не фиксировались. Родственникам сообщили, что он получил 10 лет без права переписки. И только в конце 20-го века стало известно - прах поэта покоится на кладбище при Донском монастыре. На скромном памятнике надпись: «Здесь захоронены останки невинно замученных и расстрелянных жертв политических репрессий 1930-1942. Вечная им память!», а на его обороте обозначено: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г.-1942 г. включительно». Рядом родственники устанавливают памятные таблички. Почти по центру - золотистая дощечка с крестом и надписью «Сергей Антонович Клычков поэт 5.7. 1889 расстрелян 8.10. 1937».
Поэты не умирают. Поэты уходят в небо.
С 10 по 23 сентября в Коктебеле прошёл юбилейный X Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвящённый 135-летию со дня рождения М. А. Волошина. Я думаю, там души поэтов встретились снова.

Татьяна ХЛЕБЯНКИНА,
заведующая Домом-музеем С.А.Клычкова
Категория: История района | Добавил: alaz (14.10.2015)
Просмотров: 684 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz