Московское издательство “Христианская литература" с 1996 года начало выпуск пятитомника “Православие и русская литература”, в основу которого положен курс лекций, прочитанный Михаилом Михайловичем Дунаевым в Московской Духовной Академии. Пожалуй, впервые в литературоведении в таком объеме предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII века и кончая последней четвертью XX века.
Наиболее подробно рассматривается творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.М. Горького, И.С. Шмелева и нашего земляка, писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
В начале 1995-1996 г. г. в газете “Заря" были опубликованы две статьи Т. Хлебянкиной “Род Салтыковых и православие" и “Щедрин и православие”, вошедшие затем в сборник материалов научной конференции, проходившей в Твери, в 1996 г. («М. Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий») под названием “Святой старик". В части III книги М. Дунаева на восемнадцати страницах дается подробный анализ сатирического дара и художественного мира Салтыкова-Щедрина также с православной точки зрения. Приведем некоторые выдержки из этой публикации. “Иметь сатирический дар - едва ли не в тягость для его владетеля: видеть мир в искаженном облике, замечая в большей мере нелепое, смешное, безобразное - это сродни страсти, которая ведет порою волю человека за собою, не спрашивая, в радость ли ему то или в муку...” Хотя “писатель полностью от упований на внешние перемены не отказывался, но все же если и не утрачивал надежды на лучшее, то сопрягал ее с нравственными переменами в душах людских. Нравственность же для него всегда зиждилась на религиозных основах. Мудростью евангельской он поверял истинность сердечных движений. При этом нетрудно заметить, как часто Салтыков цитирует или передает своими словами те или иные истины Писания. Вот образец того: "Пойми же наконец, что любовь милосердна и снисходительна, что она все прощает, все врачует, все очищает! Проникнись этой деятельною, разумною любовью, постигни, что в самом искаженном человеческом образе просвечивает подобие Божие..." (“Губернские очерки” (1857). Именно в “очерках” можем мы обнаружить то, что - несомненно - стало важною опорою для писателя в его близких к безнадежности раздумиях над российским бытием: “...C каким-то особенным, давно непривычным мне чувством радости выслушал утреню и вышел из церкви, вынося с собою безотчетное и светлое чувство дружелюбия, милосердия и снисхождения. “Христос воскрес!” — думал я. - Он воскрес для всех; большие и малые, иудеи и еллины, пришедшие рано и пришедшие поздно, мудрые и юродивые, богатые и нищие - все мы равны перед Его Воскресением, перед всеми нами стоит трапеза, которую приготовила победа над смертью". Дальше автор анализирует “Сказки” Щедрина: "Приключение с Крамольниковым”, “Пропала совесть”, “Гиена”, “Христова ночь” и завершающую цикл “Рождественскую сказку”, которая “начинается прекраснейшею проповедью сельского батюшки. Он раскрывает двуединую заповедь Христа о любви к Богу и ближнему, призывая следовать ей всегда: “Итак, будем любить Бога и друг друга - таков смысл человеческой Правды. Будем искать ее и пойдем по стезе ее. Не убоимся козней лжи, но станем добрее и противопоставим им обретенную нами Правду. Ложь посрамится, а Правда останется и будет согревать сердца людей. Вот где источник силы Щедрина". “Люби Бога и люби ближнего, как самого себя” - вот эта правда. “Трижды ... обращается автор в завершающих сказках цикла к двуединой заповеди Христа. Но именно эта Правда видится ему в конце невместимою миром. Эта Правда разрывает сердце дитяти"... Христос обличает у Щедрина неправедников, наставляя их в дела спасения: “Но во имя Моего Воскресения я и перед вами открываю путь к спасению. Этот путь - суд вашей собственной совести... Идите же и знайте, что слово Мое - истина!” (“Христова ночь”). Автор внутреннюю трагедию Щедрина видит в том, что “сердце его - любя не переставало ненавидеть. Было терзаемо страстью гнева и ненависти”. Наиболее полно трагедия Щедрина и “выморочного дворянского рода” отражается в “центральном шедевре творчества писателя - “Господа Головлевы" - это мир Христовых истин, вывернутых наизнанку, главная мысль которого "основою семьи может быть только любовь, но никак не стяжание”. Главный герой этого произведения Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой, в конце концов “открывает душу для милосердия Божия" и духовно перерождается, пытаясь вымолить прощение у своих родных и у милосердного Господа. Вчитаемся же вдумчиво в заключительные строки материала М. Дунаева о Щедрине: “Вот так, между надеждою и отчаянием - от веры к сомнению - бьется живая мысль, боль человеческая. Литература раскрывает это порою беспощадно - но в самой трезвенной жестокости своей, именно в ней, сохраняет просветленное чувство, светоносное упование... Русская литература в полноте своей свидетельствует о победе света над тьмою. “Слово Мое - истина!”
Т. ХЛЕБЯНКИНА.
|