Суббота, 22.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Люди нашего края [521]
Пламенные революционеры [19]
Интеллигенция [204]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Персоналии » Интеллигенция

Самая строгая
— так говорят об учительнице Лидии Сергеевне Жуковой в Талдомской средней школе №3. Да, это чувствуется наряду с интеллигентностью в облике и манерах. Стройная, с красивой стрижкой, одетая с благородной сдержанностью, она сразу располагает к себе. Есть в ней что-то бесконечно правдивое, надёжное и чувство собственного достоинства — черты неординарной личности.
Вот уже 48 лет Лидия Сергеевна работает в школе. Ей удивительно легко удаётся найти общий язык с учениками. Даже если она ставит двойки, ребята не обижаются и не винят ее за чрезмерную строгость. Сейчас она преподаёт в старших классах физику и астрономию.
Ах, физика, физика! Как тяжело она нам давалась, а несколько тем многие из нашего класса так и не смогли постичь и перед экзаменами молили мысленно всех богов, чтобы вопросы по ним не попались в билете. А у нас был хороший учитель...
Лидия Сергеевна отработала свою методику преподавания предмета. Много лет она была руководителем районного методического совета. В своей школе — постоянный наставник молодёжи. С большим уважением говорит о ней её коллега Наталья Викторовна Филимонова:
— С первых моих шагов в школе Лидия Сергеевна была моей наставницей. Она учила меня методике, постановке опытов. Меня поразило, что Лидия Сергеевна, имея большой стаж, иногда по два часа повторяет в лаборатории опыты, чтобы на уроке они обязательно получились. Она щедро делится со мной всем набором средств для пробуждения интереса к предмету. Вы попросите её показать лабораторию. Не поверите, она сохранила один прибор с 1948 года, на этой динамо-машине даже есть штамп с датой. Все, что относится к школе, для Лидии Сергеевны свято. Это — светлый человек, я хочу, чтобы она всегда работала рядом со мной...
И вот мы с Лидией Сергеевной в лаборатории. Два стеллажа комнаты уставлены самыми различными приборами.
— Школы уже лет пятнадцать, —удивляюсь я, — не могут закупать ничего из-за отсутствия финансирования, а у Вас — такое богатство!
— Всё это копилось годами, — говорит учительница. — Вот посмотрите, что я нашла в металлоломе, который принесли ученики...
С волнением беру в руки небольшой колокол, по нижнему краю которого выведено славянской вязью: «1803 год. Валдай. Мастер Никита Смирнов». Слушаю чистый звон, восхищаюсь учителем, дающим ученикам почувствовать связь времён. Рядом с приборами, стоящими на полках по темам «Механика», «Оптика», «Гидроэлектростатика», вдруг вижу старинные вещи.
— Это всё из нашего дома с Вокзальной улицы. Я — коренная талдомчанка. Вот под этой керосиновой лампой мой отец шил башмаки и туфли, вот это — угольный утюг, а эта чёрная тарелка — радиорепродуктор военных лет, который сообщал сводки Информбюро в годы Великой Отечественной войны. Все это меня выручает, когда нужно «иллюстрировать» урок «Вещи двадцатого века». А знаете, что помогает поддерживать интерес к решению задач? Возьмите этот кусок стали.
— Какой же он тяжёлый, — изумляюсь я, читая надпись, свидетельствующую, что это — часть пионерской плавки 1977 года.
— Тогда мы посылали в Электросталь ученика нашей школы, и он привёз каску с надписью «Пионерская плавка» и этот кусок металла.
Предлагаю классу решить задачу: «Сколько теплоты выделится при кристаллизации слитка стали?»
Приёмы опытного учителя весьма разнообразны. Например, дети у неё пишут сказки о физических явлениях. Один мальчик написал, как пропало трение и все предметы в доме ему пришлось приколачивать гвоздями, потому что они начали скользить и передвигаться по комнате, а родную школу он так и не смог догнать: она снялась с фундамента и отправилась путешествовать.
Школьникам нравится урок, посвященный Дню космонавтики. В этот день их наставница приносит в класс пластинки с записью голосов Циолковского и Гагарина, показывает им газеты, хранимые с 1961 года. Рассказ учительницы они слушают с замиранием сердца, с гордостью за свою страну.
В старших классах она должна объяснить детям, что такое полупроводники, лазер, физика ядра и молекулярная физика, как понимать теорию относительности, созданную гениальным Эйнштейном.
— Когда проходим эти темы, я стараюсь больше времени отвести на объяснение. Ну и подготовка, конечно, занимает много времени. Вот у меня целый шкаф методической литературы, вот научные журналы. Они рассчитаны на знания учёного, но я в каждом выпуске стараюсь найти то, что можно в доступной форме рассказать школьникам.
— Обычно многим ученикам с трудом даются решения задач по физике.
—У нас есть комплекты дидактического материала, тестов, задачников, которые мы можем положить на каждый стол. Это во многих школах — дефицит. Почти каждый ученик имеет калькулятор, так что считают быстро. Сложные формулы мы с коллегой написали на планшетках и вывешиваем на доске, чтобы ученикам легче было их запомнить. Так что все на уроке работают.
А нас, учителей, приглашают на педагогические чтения в Дубну, в столицу, в физико-технический институт в Долгопрудном. Из каждой поездки привозим что-то новое.
Использую отрывки из художественной литературы, рассказывающие о физических явлениях, документалистику. По теме о полупроводниках рассказываю о лауреате Нобелевской премии Жоресе Алфёрове, а по ядерной привожу свидетельства авторов книг о Чернобыле Григория Медведева и Юрия Щербака.
— Лидия Сергеевна, правда, что Вы ставите безжалостно двойки ученикам, а они не обижаются?
— Да, ставлю. А особых обид нет, потому что понимают: вынудили. Обычно я много раз беседую с неподготовившими урок после занятий, а то и пристыжу при всем классе. Я хочу дать знания всем — это моя обязанность. При этом стараюсь не обращаться к родителям, они сейчас все занятые. Так что надежда только на себя.
— В то же время Вы часто защищаете трудных учеников. Мне учителя рассказывали, что только благодаря Вашему заступничеству один из них сумел окончить школу.
— Трудные приходят каждый год. Трудные, но не бездарные. Не каждый учитель может найти подход ко всем. И если мне это удалось, почему же не помочь?
— Лидия Сергеевна, у Вас большой опыт работы, а почему Вы допоздна задерживаетесь в школе?
— Наука не стоит на месте. Я готовлюсь к каждому уроку, не надеясь на прошлые знания. Видите, сколько здесь научной литературы? Все это я должна не просто прочитать, но и суметь потом понятно объяснить.
...Да недаром же Лидии Сергеевне присвоена высшая квалификация, а в 1997 году она получила грант в тысячу долларов от американского финансиста Сороса. (К сожалению, значительную часть гранта «съел» дефолт.).
Спрашиваю ее, сколько же у неё учеников. Ответила:
— Сейчас шесть классов, в каждом — почти по 30 человек. Поэтому сначала надо запомнить 180 имён. Если говорить о коллегах, го только в нашей школе работают 15 моих бывших учениц. Дочка тоже выбрала мою специальность, сейчас работает учительницей младших классов в Лыткарине, где и живёт с мужем и моими любимыми внуками. Езжу к ним почти каждый выходной, а на лето — они ко мне.
— А не жалеете, что всю жизнь проработали за маленькую зарплату?
— Денег всегда не хватает. Но представьте, не жалею. Работа для меня значит гораздо больше, чем просто заработок.
— Лидия Сергеевна, говоря языком детектива, Вы были замечены в тёмное время суток на стадионе вместе с молодёжью. Как это понимать?
— Очень просто: кроме физики я преподаю ещё и астрономию. Нередко выхожу с учениками и показываю им звезды. Сейчас, например, можно наблюдать Марс. Он очень близко подошёл к нашей планете. А какое учебное пособие может быть лучше, чем звёздное небо?
— Так вот почему Ваши ученики опубликовали в нашей газете такое необычное поздравление: они Вам пожелали «оставаться звездой первой величины в нашей галактике». И мы от всей души желаем Вам того же.

Л. СОБОЛЕВА
(Наш корр.)
Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (17.05.2012)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz