Суббота, 22.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [145]
История района [188]
Война [137]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [51]
Официальные документы [22]
Промышленность [34]
Сельское хозяйство [68]
Другие предприятия [77]
Муниципальное управление [46]
Культура и спорт [90]
Охрана порядка [15]
Природа [24]
Образование [90]
Здравоохранение и социальная защита [38]
Персоналии [744]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [51]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Промыслы

"И вас научу..."
Наш земляк великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» писал: «Башмачное мастерство передавалось из поколения в поколение. Из Пошехонья во все концы России слали сапоги, туфли, валенки».
Мало осталось, ныне ремесленников. Очень мало. Настоящих мастеров по пальцам можно пересчитать.
Заглянем в мастерскую по индпошиву и ремонту обуви. Ветеранами сапожного дела здесь по праву считают Виктора Ивановича Баранова, Сергея Ивановича Морозова и Алексея Федоровича Бушуева.
— У нас в семье отец сапожник был, — начал разговор Виктор Иванович Баранов. — В то время все ремесленничали. Куда ни зайди, через дом точно башмачники и сапожники. Еще маленьким мальчиком меня отдали в учение. Мой учитель, Виктор Васильевич Кораблев, был известен всей округе. Учеников у него было всегда много, — продолжает Виктор Иванович. — Во время работы часто пели песни. Руки работают, а душа пищи духовной требует. Разные песни пели, в основном русские народные. Хорошо получалось, особенно хором, а у нашего мастера лучше всех. Как запоет, бывало, мы даже стучать прекращали, так хорошо пел. Заслушаемся и сидим с раскрытыми ртами и молоточками в руках...
— После учебы работал в ателье капитального ремонта, — продолжает Виктор Иванович. — Всю войну там сапожничал. В основном, выполняли заказы для фронта. Валенки подшивали, шили сапоги летчикам и офицерам.
Сейчас мало настоящих сапожников осталось, перевелись, время репрессий никого не щадило. Сажали всех, кто под руку попадется. Запрещали заниматься кустарным промыслом. Проверяли в поездах, ловили на базаре. Всюду шныряли доносчики. Разговор в то время был короткий.
— Где взял товар? Сам шил? А кожа откуда? Украл?..
Арест, тюрьма. И ничего не докажешь. Народ бедствовал.
Одним словом, боялся народ. Все ремесленники притихли: что делать, если власть не дает работать.
Запрет лежал много лет. Со временем ремесло стало отходить. Родители посылали своих детей учиться куда угодно, только не по исконному ремеслу. Так, постепенно и перевелись мастера в нашем крае. Одна Хохлома осталась на Руси. В старину ремесло считалось самым основным в жизни. Помню случай, продолжает Виктор Иванович. В одной семье мать, умирая, с гордостью говорила, что у нее шестеро детей и все стали мастерами, ни одного пастуха. Вот как ценили раньше ремесло. А сейчас, по нашей жизни, лучше пастухом устроиться, больше заработаешь.
Да, бежит времечко. Раньше не так шили, как сейчас — ранты вшивали и к ним пришивали подошву. Этот процесс был более трудоемкий, и времени больше уходило, зато сапоги получались отменные. Клеем раньше не пользовались. Обувь, если по-научному выразиться, экологически чище была. Воздух проходил, нога «дышала». Подошву и урез обрабатывали под воск. А на кожаной подошве сейчас разве что детские тапочки шьют.
Да и условия труда изменились. Начнем с ножей. Они у нас самодельные, из прочной толстой пилы. Сами заказываем, за свои деньги. Рашпилей не хватает, их тоже заказываем. Добротных сапожных инструментов в обрез. Судите сами, как можно работать, если щучки затяжные (это что-то вроде плоскогубцев, но носик напоминает щуку) в недостаточном количестве. Пойдем дальше. Колодок не хватает. Раньше деревянные колодки у нас, в Талдоме на фабрике делали, теперь перестали. А пластмассовые нам не подходят. Обувная фабрика еще может на, них работать, а мы — нет. У нас ведь индпошив. На каждого заказчика идет подбор колодки. Деревянные колодки тем и хороши, что их можно подогнать под ногу клиента.
Работают у нас и молодые ребята Александр Лапаев, Геннадий Морозов, Евгений Грибков, Начинали в цехе по ремонту обуви, теперь — на индпошиве, наравне с нами, ветеранами. Молодежь обзавелась семьями, всем жилье нужно...
— В народе говорят: «Пьет как сапожник»...
— Мы бы не прочь, пожалуй... да вышить нынче — тоже проблема...
Мне, старику, нравится моя работа. Считаю мастерство наше хорошим делом. Четвертый год на пенсии, но продолжаю работать. А чего дома сидеть? Живу на четвертом этаже, балкона нет. Как кукушка из окошка выглядывать?
Пока здоровье позволяет, поремесленничаю еще, обещает В. Баранов. А придете к нам, ребята, и вас научу.

А. КОМЛЕВА.

Категория: Промыслы | Добавил: alaz (21.04.2011)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz