Точной даты, которая считалась бы днем начала строительства дорог в России, нет. Началом систематического строительства дорог в России можно считать 1722 год, когда по указу Петра I было начато строительство дороги Петербург— Москва, получившей название «першпективной дороги». Эта дорога была грунтовой, укрепленной на некоторых участках бревенчатыми настилами. И только в 1817 году начались работы пo мощению этой дороги щебнем. Такой небольшой экскурс в историю строительства дорог России, уважаемый читатель, нужен для того, чтобы в сравнении с прошлым лучше понять современное строительство на примере конкретных лиц и событий в истории Талдомского района. Талдомские дорожно-строительные организации будут отмечать свой юбилей осенью нынешнего года. А сегодня я хочу рассказать об одном из первых строителей дорог, водителе Талдомского райдоротдела, Викторе Ивановиче Панфилове. Сейчас он на пенсии, но работу еще не оставил, просто перешел на более легкую. Вся его судьба тесно переплетена с историей строительства дорог Талдомского района. В 1951 году, сразу же после армии, тогда еще молодой и бравый парень Виктор Панфилов пришел работать водителем на машинно-дорожную станцию. По мере усовершенствования автомобильного транспорта, Виктор переходил работать с одной машины на другую. Вначале работал на машине ГАЗ-51, ЗИЛе, а все остальные тридцать пять лет — на самосвале. Все дороги, а их в Талдомском районе 419 километров, построены с участием Виктора Ивановича Панфилова. Встретиться и поговорить с ним мне помог начальник Талдомского райдоротдела Владимир Евгеньевич Быкович, решивший к юбилейной дате дорожников отыскать всех участников строительства местных дорог. Виктор Иванович Панфилов вспоминал о тех трудных и таких далеких временах с грустью и в то же время с гордостью. В Талдомском районе в то время дорог практически не было. Только лошадь с повозкой могла проехать по грунтовой дороге. «Каменка» была проложена от д. Ахтимнеево до Бочечной и далее до Квашонок. Затем появились дороги с гравийным и щебеночным покрытием. Первое асфальто-бетонное покрытие было сделано в 1952 году на трассе Талдом — Темпы. Мне пришлось перевозить практически все дорожно-строительные материалы. В основном работали летом, круглые сутки. Выезжали бригадой и устраивались на квартиры в ближайших от магистрали строительства деревнях. Были молодые, усталости не замечали, жили весело. В большинстве своем на погрузке и разгрузке строительных материалов работали женщины. Например, все земляное полотно, отсыпанное до Спас-Угла, вручную сделано женщинами. Только молодость, задор и вера в лучшее будущее помогали пережить все трудности того времени. Специальной дорожно-строительной техники не было, начиная с 60-х стали появляться дорожно-строительные агрегаты. Тем не менее асфальтное покрытие вручную клали вплоть до 80-х годов. Получали 70 рублей, а жизнью были довольны. — В то время нашим мастером, — продолжает свой рассказ В. Панфилов, была Дарья Сергеевна Глазунова. Придет, бывало, будить нас на работу и плачет, не может никого поднять. Но мы ее не подводили, уважали за профессионализм и доброжелательность характера. Еще одну фамилию хочу назвать — Таисия Ефимовна Завьялова, она также работала дорожным мастером и только недавно ушла на заслуженный отдых. В 1955 году строительную бригаду, в которой работал Виктор Иванович, перевели на очередной объект в д. Колбасино. Здесь он и познакомился со своей будущей женой Марией Михайловной. Она была из местных и сразу же приметила статного молодого водителя. Сейчас у супругов Панфиловых растут уже двое внуков — мальчик и девочка. Есть что вспомнить их дедушке о прожитом, о своем старании как можно лучше работать. — В свое время, готовясь к летнему трудовому сезону, мы разбирали технику до болтика, а ведь теплых гаражей не было. Если была поломка, ремонтировали до утра, чтобы вовремя выйти в рейс. За свой долгий и безупречный труд В. Панфилов награжден многими почетными грамотами, знаком за безаварийную работу, многочисленными денежными премиями. За все годы работы, начиная с 1951-го, Виктор Иванович Панфилов на своей машине перевез примерно четыреста тонн песка, щебня, земли, гравия и других дорожно-строительных материалов, с его участием в Талдомском районе проложено 219 километров дорог с асфальто-бетонным покрытием. Т. КУНТАЕВА. (Наш корр.). |