Среда, 26.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [145]
История района [188]
Война [137]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [51]
Официальные документы [22]
Промышленность [34]
Сельское хозяйство [68]
Другие предприятия [77]
Муниципальное управление [46]
Культура и спорт [90]
Охрана порядка [16]
Природа [24]
Образование [90]
Здравоохранение и социальная защита [38]
Персоналии [745]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [51]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Зарисовки

По новой дороге в новые Нушполы
КОРМОВОЙ ОБОЗ

На «БАМ» с автострады Талдом - Мокряги мы свернули не сразу. Прежде побывали в совхозе «Измайловский». Здесь, узнали мы, почти весь декабрь свозят сено с дальних угодий к фермам. Понятно, что если в зиму кормовые припасы будут рядом со скотными дворами, а не где-то в завьюженном поле, то так надежнее. В этот четверг, 26 декабря, скирды стаскивали из-под Бибикова в Разорено-Семеновское.
В практическом отношении новая трасса — необходимый хозяйственный объект для совхоза «Северный» через Дубненскую пойму. Вместе с тем это и наши новые «ворота» в Загорский район. А еще и новый подход к нашим Нушполам, въезд в них с «другой» стороны поймы.
Во всем этом мы и решили удостовериться сами, а для этого, проехать по новой дороге в бывшие заболотные, а теперь тоже обновленные Нушполы. Предновогодье было самым подходящим временем для подобного знакомства.
На хорошо укатанном зимнике встретили первую скирду-путешественницу. Едет и едет себе по белому полю этакая домина, будто Емеля на печи. Правда, вместо печи тяглом тут служит «Т-1ЗОА» на гусеничном ходу. А навстречу ему другой трактор поспешает — за следующей скирдой.
Полюбопытствовали, как же будут сталкивать с места эту окопавшуюся сенную громадину. Сталкивание заняло буквально несколько минут и происходило совсем обыкновенно. Сошел тракторист с трактора, взял с прицепа стальной трос, опоясал им скирду, ближе к ее середине, и вновь залез в кабину. Сзади скирды пристроился другой трактор. Потом первый трактор натянул трос, а второй подтолкнул скирду ножом — и вот она поехала! Притом снята была с насиженного места чисто - совсем без одонья, лишь несколько охапок сена сзади, но их, конечно же, подберут.
Короткое интервью у механизатора Виктора Алексеевича Шаврова:
— Мы из ПМК-21: я и Николай Сергеевич Маслов. Здесь с шестого декабря. Сейчас вот 22-ю скирду подцепили. Из разных мест и на разные фермы свозим сено в «Измайловском».
— Сколько же тонн в каждой скирде? И сколько «лошадей» в ваших тракторах?
— В совхозной конторе говорят, по 20—28 тонн скирда. А у трактора — 160 лошадиных сил. Оно бы так-то легко тащить, только сегодня сцепления нет. Видите, как передний трактор по льду закрутился, вот и приходится помогать друг другу. А по другой погоде и в одиночку шли...
Отъехав вперед, мы все еще видели, как по белому полю тянется этот необыкновенный обоз с такими желанными кормами для скота. Все для того, чтобы хорошее молоко было в «Измайловском» в 1986 году.

ОТ ПОВОРОТА ДО ОКОЕМОВА - ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Лишь только после зимней «кормовой» дороги в «Измайловском» мы завернули на постоянную «бамовскую» дорогу в совхозе «Северный». В ней нужда круглогодичная, и не столько для отправки готовой продукции кормодобывающего спецхоза, сколько для ее выращивания и уборки. К геометрически расчерченным картам на осушенном болоте в 1200 гектаров технике надо подъехать в любой погодный сезон. Вот почему десять лет назад, в 1976 году, и началась эта дорога через болотные топи, которую местный народ окрестил «БАМом»..
Начало «БАМ», как известно, берет на девятнадцатом километре автострады Талдом — Мокряги, там, где в качестве визуальных отметок выступают сенные саран «Северного». Здесь сходятся этот безусадебный, чисто полевой спецхоз, «Доброволец» и «Измайловский».
Поворот на трясину Дубненской поймы поначалу шел по бетонным плитам. Бывший управляющий Загорским трестом «Мосводстроя» заслуженный мелиоратор РСФСР Михаил Иванович Чулков вспомивает:
- Но эти временные плиты без основательного грунтового полотна стали быстро тонуть. Я настаивал на том, чтобы строить хорошо укрепленную гравийную дорогу. И первый вариант, действительно, пришлось забросить. Правда, строительство нынешней дороги мелиораторами, а не специализированным ДРСУ заранее обещало длительные сроки работ. Тогда я вроде пошутил: на две пятилетки хватит! А оно так и вышло на деле.
Да, с полным окончанием строительства — именно так. Но «частями» дорога, и, прежде всего, к важнейшим полям, стала служить гораздо раньше. Еще позапрошлой осенью по ней можно было добраться без каких-то приключений до самой спрямленной Дубны.
Правда, за два-три километра до реки грунтовое полотно пока еще лежало много ниже, чём остальное.
Сейчас — наоборот. Песчаное полотно от реки поднято на проектную отметку. А дальше оно будет укрепляться уже к повороту на «БАМ» с автострады. На этом «стыке» и работает техника. Здесь экскаватор, автогрейдер, два бульдозера. Восемьдесят мощных самосвалов возят песок из-под Большого Семёновского.
Одновременно идет расчистка большого кювета по левой стороне дороги, по правой он уже готов. Чтобы подойти к мелиоративной канаве, пришлось спуститься с дороги метра на полтора ниже по дышащему торфу.
— Беда в том, - поясняет экскаваторщик Вячеслав Сергеевич Прокофьев, — что у нас только один экскаватор. Идем лишь по одной стороне канала, а чтобы другая не успела замерзнуть, постоянно приходится возвращаться.
Отсюда до моста через Дубну всего километр-полтора. На этом отрезке и справа, и слева к дороге подступают пожухшие травяные заросли. Сейчас эти болотные джунгли, выше человеческого роста, находятся внизу, да к тому же высвечиваются снегом и потому не так пугают. А год с лишним назад, по осени, они прямо-таки наваливались на дорогу, и возникало чувство, будто вот-вот потеряешься в них...
Более высокое полотно теперь поднимает человека над болотом. Но надо еще закончить отсыпку грунта перед самым мостом через реку с нашей, талдомской, стороны. На загорской стороне Дубны, перед селом Окоемовом, дорога давно уже объезжена.
В заключение несколько слов пояснения начальника ПМК-21 А. Кутьина:
— На строительстве дороги занят наш второй участок. Сейчас здесь работами руководит мастер Валерий Николаевич Гузанов. Основные работы будут закончены в 1986 году. И тогда будет сдана вся эта поистине экспериментальная дорога протяженностью в девять километров.

ХОТЯ ДЕРЕВНЯ НОВОСЕЛЬЕ НЕ ПРАЗДНОВАЛА

За мостом через Дубну сразу встает Окоемово. Эта вольно раскинувшаяся деревня вполне оправдывает свое название. Она возвышается над низинной поймой, и отсюда человеческий глаз много видит окрест, емко. Видит спрямлённую, как канал, Дубну, черный лес по ней и впереди, к горизонту, будто под обрывом — луга, усеянные стожками... Поэтический вид!
Здесь все та же Дубненская пойма, только уже в Загорском районе. И работали здесь наши же, талдомские мелиораторы по единому плану осушения. Правда, освоение земель с правой стороны Дубны началось раньше и быстрее, чем, допустим, в «Северном», а дороги асфальтированные служат не первый год.
За Окоемовом — развилка. Заезжего человека она озадачивает, как в народной сказке: если пойдешь налево... прямо... направо.., то... Так вот: по левую руку от Окоемова будет Веригино, центр одноименного совхоза; прямая дорога выведет на Константиново, а нам надо ехать направо, в наши Нушполы.
На центральной усадьбе нового совхоза «Самотовинский» встречаем автобус на маршруте Самотовино—Загорск. За Самотовином выходим на гравийку через лес. Он скоро расступается — и вот впереди снова Дубна, мост через нее, за которым длинная линия Нушпол.
Въезд в Нушполы с загорской стороны ощущается как некое открытие. Отсюда деревня воспринимается совсем по-другому, чем по привычной дороге из Павловичей, как будто бы это новое место. И кажется, что именно на загорскую дорогу и ориентирован «парадный подъезд» деревни, потому что сразу же попадаешь в общественный центр. Самотовинская дорога упирается в необычное строение — в общем-то стандартное здание, но с деревянным теремным кокошником. Это клуб. Рядом с ним, слева, совсем свежее здание с островерхими скатами. Новый детский сад. А чуть поодаль, справа, опять новая островерхая крыша. Новый медпункт. Въездные «ворота» образуют магазин слева и столовая справа.
Далее этого центра надо представить себе поперечный нушпольский проспект с жилыми домами. «Проспект» потому, что улица широка, проезжая часть заасфальтирована, у домов проложены тротуары, скрытые сейчас под снегом. Конец улицы к речке Нушполке, по дороге на Павловичи, более длинный, основной. Другой конец, тупиковый, теперь стал тоже аккуратнее: по топкому прежде краю по ложен асфальт. За селом расположилась главная производственная база, ради которой и отстраиваются Нушполы, — обширный животноводческий комплекс.
Да, это новые Нушполы, преображенные за каких-то два года по плану социального переустройства села. Тому, кто давно здесь не был, деревню не узнать. А уж сравнивать с теми временами, когда старинные Нушполы были волостным центром, и вовсе не приходится.
Давайте, однако, заглянем в новые строения. Хозяином у медпункта и детского садика пока сторож. Поскольку в этих домах-теремах всё уже сдано под ключ, но не хватает кое-чего из оборудования, вот и приходится эти ключи держать на руках.
Наш гид, давно живущий в Нушполах, участник войны, с охотой и личной гордостью раскрывает хоромы и показывает их. «Это же прекрасно!» — приговаривает он, вводя нас в медпункт.— Смотрите: комнатки чистенькие, светлые, просторные, отделаны красиво... Паркетик... Батарейки теплые, от фермской котельной греются... С особым удовольствием он демонстрирует сантехнику в действии. А затем по причудливой лесенке ведет нас во второй этаж, под островерхую крышу, в жилье фельдшера. «Скоро сюда переедет наш медпункт, вот только, говорят, еще немного оборудования нужно...». Примерно то же повторяется и в детском садике. Он побольше медпункта, и жилье наверху попросторнее. Впереди — прогулочно-игровые павильоны, опять островерхие, с резьбой. Садик рассчитан на двенадцать-пятнадцать ребятишек. «На все места уже записались... И заведующая есть», — сообщает наш проводник. А задержка с открытием из-за электроплит.
Позже директор совхоза «Красные всходы» Г. Мирошниченко пояснил, что и детсад, и медпункт, пожалуй, откроют в январе.
А теперь посмотрим новые усадебные дома. Их четырнадцать. Новые дома ставили на свободных местах деревни, заполняя образовавшиеся проемы.
Дома трехкомнатные, с коридорной системой, просторной прихожей и кухней с привозным газом, с ванной, автономной котельной. Две веранды — поменьше и совсем просторная. Одним словом, квартиры городского типа, если не считать, что приходится возиться с топливом. Зато свободно в этих домах чисто по-деревенски, не чета городу.
Первой хозяйкой, которая встретила нас в своем «коттедже», была восьмилетняя Наташа Белова. Мама, Татьяна Николаевна, и папа, Александр Иванович, у нее «ухаживают за телятами».
— Когда же вы въехали сюда?
— В ноябре. А раньше жили в Вербилках, папа с мамой работали на фарфоровом заводе.
— А ты не знаешь, почему они решили переехать в Нушлолы?
— Так у нас здесь две бабушки живут!
Наташа довольна житьем здесь, как, кажется, и ее родители. Но не у всех было таким благополучным заселение нового жилья, особенно у тех, кто вступил во вторую зиму. Тип этих домиков не совсем подходит для наших мест. Поэтому по осени все четырнадцать, домиков утеплили. В некоторых квартирах возникает течь, сырость — и опять надо что-то предпринимать. В нижней части деревни, ближе к Нушполке, в подполах по осени набиралось много воды. Чтоб согнать ее, провели мелиоративную канаву. Ну, а дальше, наверное, и хозяевам надо руки приложить.
Пока все еще решается вопрос с оплатой за пользование жильем, поскольку дома построены как кооперативные, на долевых началах с совхозом.
Оговорки, конечно, есть. О трудностях в становлении новой деревни не раз шла речь и в районе, и в газете «Заря». И все-таки будем считать, что рождение новых Нушпол состоялось. Хоть в прошлом году и не было официального праздника открытия новой деревни, все равно 1985 год стал особой ступенью в жизни Нушпол. В нынешний год деревня вступает уже обновленной.
В добрый путь, Нушполы!

В. САВАТЕЕВ. B. МОРОЗОВ.
(Наши корр.).

Категория: Зарисовки | Добавил: alaz (20.09.2009)
Просмотров: 1184 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz