Новый год в дореволюционном Талдоме
Люди любят праздники. Меняются эпохи, появляются новые даты в календаре, но самым дорогим и любимым остаётся Новый год. В дореволюционном Талдоме, как и во всей России, зимние праздники начинались со дня православного Рождества. А вот начало Нового года приходилось на Святки, которые длились 11 дней - от Рождества до кануна Крещения. Празднику предшествовал длинный (сорокадневный) пост.
В начале прошлого столетия чтили древние традиции. При появлении первой звезды полагалось ужинать всего лишь бедной кутьёй, а потом идти в церковь на службу. Вернувшись, закусывали кутьёй богатой. И только потом, поздним утром, накрывали рождественский стол. Основу стола составляла свинина во всех видах, а варёная свиная голова с капустой и горошком не сходила со стола до Крещения. Как и медовые пряники, которыми, согласно «Домострою», угощали всех приходящих в дом и даже недругов. Купечество устраивало благотворительные базары и ёлки для бедных детей. В Талдоме такие ёлки устраивались в доме купца Дмитрия Волкова. Из леса приносили огромную пушистую ёлку и устанавливали в так называемой музыкальной гостиной. В комнате стояло фортепиано, и дочь хозяина всегда играла на таких праздниках для детей из малоимущих семей. Дети никогда не уходили от Волковых без подарков: для мальчиков это были деревянные лошадки, а для девочек - небольшие фарфоровые куклы. В доме Волковых имелась хорошая библиотека, семья всегда выписывала различные журналы и газеты. В них к Рождеству публиковались святочные рассказы. Это был обязательный подарок читателям. События в тех рассказах всегда происходили на Рождество, а темой было или что-то пугающее - например, привидения, гипноз, спиритизм или сентиментальная история о каких-нибудь сиротках. Но какими бы разными ни были эти рассказы, их объединяло рождественское мироощущение, обязательное чудо, благодаря которому и складывался счастливый финал или хотя бы рождалась надежда. В книжных издательствах и редакциях журналов можно было купить и рождественские открытки, которые, кстати, появились у нас довольно поздно - только в 1898 году. А до этого приходилось довольствоваться немецкими и французскими открытками, на которых печатали русский текст «С Рождеством Христовым!». В сочетании с немецкой символикой - мухоморами, подковами и жирными поросятами - это выглядело довольно дико, но на это никто внимания особо не обращал. Но поздравления с Рождеством, вписанные во французские открытки с полуодетыми красотками, хлещущими шампанское, - это был уже явный перебор. И тогда издательство общины святой Евгении выпустило первые русские рождественские открытки. Именно в это время на открытках появляются русские пейзажи, румяные дети и лесные звери вроде медведей и зайцев. Каждый Новый год в Талдом приезжала внучка головы города Москвы Александра Андреева. Она была попечительницей министерского училища в Талдоме и земской школы в родной деревне Горки, недалеко от Талдома. В построенных ею школах всегда наряжали ёлку игрушками, привезёнными Александрой Алексеевной из Москвы. В то время господствовали игрушки, сделанные по типично русской технологии - вата, крахмальный клейстер и слюда. Несмотря на кустарный вид таких игрушек, делались они промышленным способом. Кстати, эти игрушки не вешали на ёлку, а раскладывали по нижним ветвям - чтобы дети могли их свободно брать, Александра Алексеевна всегда разрешала забирать понравившуюся игрушку в подарок. А вот вешали на ёлку плоских зайцев, ангелов, собак из тиснёного картона, покрытых серебряной фольгой. Стеклянные шары были редкостью на ёлках начала ХХ века. Их начали делать в Германии, вскоре наладили производство и в России, но у нас они не получили большой популярности: Первая мировая война, революция, а затем, в 1925 году, запрет празднования Рождества окончательно подкосили наше производство ёлочной игрушки. На праздничных утренниках, устраиваемых Александрой Андреевой, всегда веселились, пили чай с пряниками и конфетами. А после праздника она позволяла каждому ребёнку забрать домой фарфоровую чашку с блюдцем, из которой он пил чай. После Рождества наступали Святки. В дни Святок улицы наполнялись торговцами праздничным товаром. Это были пряники, леденцы, конфеты и орехи. На Торговой площади стоял, пожалуй, самый колоритный персонаж старого Талдома. Это был дед Богдан, который торговал незатейливой закуской. Любимым святочным развлечением было катание на коньках. В Талдоме каток устраивался на пруду сзади пожарной каланчи. Там катались дети из состоятельных семей: Киселёвы, Машатины и другие. А вокруг пруда хороводом горели фонари. Зеваки смотрели со стороны и любовались незабываемым зрелищем: девушки в длинных платьях катались парами и делали «ласточку». А вот самым «экстремальным» святочным развлечением были кулачные бои на льду конторского пруда, который располагался за домом Машатиных, где сегодня располагается администрация. После 1917 года большевики запретили празднование Рождества и Нового года. Но праздник не умер. Он воскрес в советское время, как и воскрес святочный рассказ. Конечно, он утратил явную связь с христианской моралью, но жил в литературе и кино. Подтверждение тому гайдаровский рассказ «Чук и Гек» и даже телефильм «Ирония судьбы...» - святочная история чистой воды.
Сергей БАЛАШОВ, научный сотрудник Талдомского районного историко-литературного музея |
Категория: История района | Добавил: alaz (17.05.2015)
|
Просмотров: 753
| Рейтинг: 0.0/0 |
|