Пятница, 26.04.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [149]
История района [199]
Война [141]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [53]
Официальные документы [22]
Промышленность [35]
Сельское хозяйство [71]
Другие предприятия [78]
Муниципальное управление [47]
Культура и спорт [98]
Охрана порядка [18]
Природа [28]
Образование [91]
Здравоохранение и социальная защита [39]
Персоналии [756]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [53]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Зарисовки

Фольклорный праздник "Троица"
В седьмой уж раз седьмое воскресенье после Пасхи стало в районе своего рода смотром фольклорного искусства, имеющего в наших краях богатую питательную среду.
...В народном календаре седьмая неделя после Пасхи особая. Её называли «семиковой», «русальной», «клечальной» (поминальной), «зелёной». А ещё - Троицкой, так как она предваряет День Святой Троицы, или Пятидесятницы, - христианский праздник, напоминающий нам о сошествии Святого Духа на апостолов и отмечаемый в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа. В этот день все ближайшие ученики Иисуса собрались в одной горнице. Вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 2, 3). Апостолы при этом исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках. Не будем гадать, понимали ли они в тот момент друг друга.
Язык же праздничного фольклорного действа в «Костре» был понятен всем! Ведь «...миф — это краеугольный камень, на котором священными письменами начертана память многих поколений. Через обращение к этой памяти осуществляется связь разноязычных людей и разнородных культур (а уж тем более - одной - Е.Г.), происходит совет живых с ушедшими, которые в мифе воскресают и несут нам свой бесценный опыт. Говоря словами И.-В. Гёте из пролога «Фауста», «насущное отходит вдаль, а давность, приблизившись, приобретает явность». (Вяч. Полосин. Миф. Религия. Государство. М. Ладомир. 1999 г.).
Люди ещё с древних времён привечали приход лета. Троица - это праздник жизни, праздник возрождённой природы. Троица - это день всеобщей радости, день единения людей, когда, как сказано в Писании, «сердце сердцу весть подаёт».
Именинами земли-матушки называли этот праздник в народе. В этот день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. Гуляли весело и шумно. В Троицкой обрядности почти всюду прослеживаются старинные, ещё языческие обычаи, связанные с празднованием пышного расцвета природы, приходом на землю света и тепла. Дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами.
Главная же роль в «зелёных святках» отводилась берёзе. Без Троицкой берёзки этот праздник всё равно что Рождество без ёлки.
...В центральной России крестьяне никогда не строили дом на том месте, где росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. Русские на Алтае убеждены были, что нельзя пить берёзовый сок («это всё равно, что блуд творить») и что, пролившись на снег, он окрашивается в кровавый цвет. И именно под берёзой находился бел-горюч камень Алатырь. В одной из обрядовых Троицких песен есть слова: »Как под белою берёзою бел-горюч камень разгорается». Этот самый камень почитался в дохристианской Руси как символ творческих сил природы. Позднее, с принятием христианства, считалось, что берёза - это благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу и Христа в непогоду, а святую Параскеву - от преследований нечистого.
В этот день принято было проливать слёзы на цветы или берёзовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы.
Троицыно утро,
утренний канон,
В роще по берёзкам —
белый перезвон.
На резных окошках —
ленты и цветы.
Я пойду к обедне
плакать на цветы.
(С. Есенин.)
Отмечали же праздник на природе — в лесах и рощах, горожане выезжали на загородные пирушки. В деревнях с утра пёкся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и берёзы. А чуть позже начиналось самое веселье для молодёжи. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбище в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а юноши высматривали себе в хороводах невест. Существовал даже негласный конкурс на лучший наряд, а в качестве «жюри» выступали многочисленные зрители со всей деревни...
Зачем этот экскурс в древнюю и сравнительно недавнюю - дореволюционную, скажем, историю? Да просто увиденное и услышанное в Троицын День в роще, у «Костра», живо перекликалось с тем, что было когда-то, с хранимым в подсознании сакральным образом Родины. Увиденное и услышанное на детском - я подчёркиваю - детском фольклорном фестивале, конечно, не могло слишком соответствовать ряду сущностных характеристик старинного народного праздника — с гаданиями о суженом-ряженом, с русалочьими проделками, и всё же...
В какой-то миг мне показалось, что я увидел русалку: в тёмно-тенистой части лесопарка мелькнула белоснежная женственность... Как оказалось, то было что-то вроде «Девушки с веслом», оставшейся от бывшего пионерлагеря вместе с пережившими перестройку массивными трафаретами с проступающими на них вечными истинами, ловко подогнанными под господствующую идеологию.
...Первый районный фольклорный праздник состоялся 23 июня 2002 года. Идея его проведения принадлежала коллективу педагогов Новоникольской средней школы, где русское народное творчество давно стало частью учебного процесса, основой, на которой базируются и гуманитарный образовательный блок и внеклассная работа. Проект под названием «Истоки. Троица: дети в народном календаре», разработанный педагогами школы, был представлен на экспертизу в областное Министерство образования в рамках реализации «Программы развития образования Московской области на 2001-2005 годы» и получил одобрение как один из наиболее эффективных, интересных и оригинальных.
И ныне на этот праздник съехались фольклорные коллективы большинства школ района, поскольку в большинстве (!) их таковые имеются, что само по себе говорит о довольно широком развитии у нас народного творчества.
Участников фестиваля и гостей приветствовали председатель районного комитета по народному образованию И. Стародубова и священник о.Александр, чем было ярко подчёркнуто светское (в хорошем народном смысле) и религиозное единство праздника.
...И закрутился, завертелся калейдоскоп фольклорной «Троицы»! Один за другим своё подлинно праздничное искусство демонстрировали ансамбли «Семечки» (рук.Татьяна и Игорь Кондратьевы), ложкари Темповской школы (С. Низовец), ансамбль Талдомской средней школы №2 (рук. супруги Кондратьевы), Кошелёвской школы (В. Романеева), Николо-Кропоткинской школы (С. Чубукова). Запрудненской средней школы №1 (Е.Можаева), ДШИ
г.п. Запрудня (Е. Можаева), Квашенковской школы (Д. Шайдаева), Новоникольской школы (Н. Кутузова), Северной средней школы (Л. Семёнова), Великодворской школы (Л. Комлева), ансамбля русских народных инструментов Дворца культуры «Прогресс» (А. Антонов), ансамбля «Слободка» (ДК «Прогресс», В. Крючков).
Композиционное обрамление праздника было удачно создано студией «Карусель» Дома детского творчества г. Талдома (рук. Татьяна и Сергей Петровы, юная солистка — Даша Голованова).
Фольклорный праздник был щедро дополнен другими (не песенно-музыкальными) видами народного творчества. Выставка-продажа всевозможных изделий вытянулась в целую аллею.
На «прилавочке» ТСШ №1 — куклы в одеждах разных районов России. Сделаны они руками питомцев преподавателя трудового обучения Светланы Николаевны Королёвой (она же преподаёт в школе изобразительное искусство и историю).
Творческое объединение школьников ЗСШ №2 предлагает куколок-закруточек, куколок-скаточек-оберегов «Отвернись злом, повернись добром», у которых не нарисованы лица, но зато — какой простор для воображения! Рядом — изобретательное шитьё из лоскутков. А мальчишек из этой школы - пятиклассника Олега Мочалова и шестиклассника Антона Тарасова, как магнитом притянуло «изобретение» учителя труда из Новоникольского Анатолия Степановича Купеляева - самолётик, совершающий круги над небольшим стендом.
— Он здесь летает за счёт центробежной силы, — как бы оправдывается бывший совхозный завгар. - Я всю жизнь хотел сделать настоящий самолёт, — говорит он. — Дома у меня многолетние подшивки журнала «Моделист-конструктор»...
Напротив «аэродрома» — резная мебель, резная утварь, где особо выделяется деревянный самовар.
— Самовар, в основном, из осины, - поясняет умелец. - Но я, честно говоря, чаще использую сосну - она интересней, фактурной, что ли. А вот, смотрите, - декоративные доски из ольхи. Они розоватые...
Сколько чувства, сколько любви в этом простом человеке? Конечно, к нему тянутся ребятишки... Кто-то спрашивает, «почём товар»? А он и сам не знает... (Нечто подобное, кстати, я заметил и среди молоденьких «продавщиц» своих изделий. Что-то они продавали с лёгким сердцем, могли и подарить, а что-то не уступали даже за хорошую цену...)
Участники фестиваля были обеспечены «сухим пайком», в который, с учётом жаркой погоды, входили и прохладительные напитки. Ну а для тех, кто любит погорячее, был бесплатный чай, предоставленный администрацией центра «Костёр» (директор В. Сердотецкова).
Все детские фольклорные коллективы получили памятные подарки КНО.
...В «Костёр» я ехал в одном автобусе с «Семечками». То были оч-чень современные детишки. Травили анекдоты, хрустели чипсами, хвастались кто папой, у которого три автомобиля, то новеньким мобильником, то модными стрижками... Кто-то вытащил из своего кармана чёрного гуттаперчевого «Человека-паука»...
...И я увидел их на сцене. Национальный образ, в который они легко вошли, преобразил юных лицеистов. Я увидел плавность в движениях девочек, сосредоточенность мальчишек. Достоинство и самоуважение исходило от «Семечек», будто сбросивших шелуху...

Е. ГУРОВ.
(Наш корр.)
Категория: Зарисовки | Добавил: alaz (05.02.2014)
Просмотров: 1136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz